|
|
решетка: Конструкция власти
Эскориал
III-MMII - 18.02.2002
Перспектива южного
фасада.
В «матрице»
внешних стен из светлого
местного гранита с их математически точным ритмом бесконечных рядов
простых окон решетчатая
структура здания находит
свое внешнее выражение
Буквально со времен создания Эскориал
очень восхваляли за внешнюю монолитность.
Но эта монолитность, эта действительно
великая способность и в общем объеме
здания, и в деталях реализовать множество
аспектов камня как материала, связанных
как раз с его массивностью, твердостью,
вечностью и мощью, меркнет перед удивительным ощущением структуры комплекса,
которое почти одинаковым образом возникает
и у посетителя, передвигающегося по его
пространству, и у зрителя, глядящего на его
план, и у читателя, знакомящегося с
распределением в нем житейских, административных,
сакральных и церемониальных
функций. Все трое понимают, что в ритме
вытянутых залов и покоев, перемежаемых
открытыми галереями, ясно чувствуется
желание создать внутри одного гигантского
здания во всех смыслах идеальный город.

Вид Эскориала
(с гравюры конца XVI в.)
Объемно-пространственное решение здания-микрокосма,
вместившего
помещения государственных и научных учреждений,
монастырь с собором,
резиденцию короля и усыпальницу, предстает на
этой гравюре с особенной
торжественностью и ясностью
И эта надчеловеческая структура, этот
микрокосм навязан суровому, массивному
и неподатливому камню. Вполне естественно,
что в результате этого сопряжения в плане
Эскориала возникает – угадываемая в
бескрайней пятиэтажной матрице внешних
стен – el grillo, решетка.
Для испанской культуры того времени
вообще очень характерно повышенное внимание к архитектурной символике,
поэтому
неудивительно, что Эскориал для современников его постройки представлялся грандиозным архитектурным символом – точнее,
даже не символом, а образом. Одна из сторон
этой образности непосредственно связана
с посвящением эскориальской обители.
10 августа 1557 г. объединенные силы
Испании и Англии нанесли французской
армии поражение при Сен-Кантене. В ходе
операции был разрушен монастырь, посвященный св.Лаврентию,
что не могло не тревожить совесть короля Филиппа:во-первых,
этот день был как раз праздником
св.Лаврентия, а во-вторых, сам святой,
принявший мученическую смерть в 261 г.,
по преданию, был испанцем родом и очень
почитался в Испании. Потому-то «восьмое
чудо света» изначально должно было прославлять именно его.
Разрезы
Прославление приняло
совершенно уникальную форму: грандиозная
решетка комплекса изображает ту самую
раскаленную решетку, на которой святой был
изжарен заживо – вплоть до деталей: четыре
угловые баши – ножки, выступающий Дворец
инфантов – рукоять и т.д.
Существовали и иные способы образного
прочтения Эскориала. Для одних комплекс
был новозаветной репликой Соломонова
храма. В самом деле, нельзя не отметить
в Эскориале очевидных тенденций в этом
направлении: храм Соломона действительно
имел в чем-то сходную структуру, не
случайно главный двор Эскориала, Двор
царей, украшают статуи царей Израиля
со строительными атрибутами. Для других
главным было внутреннее значение обители
как духовного центра, обладающего одной
из лучших в христианском мире библиотек
и непревзойденной коллекцией реликвий,
венчаемой чудесно кровоточащей освященной облаткой (свидетельством подлинности
присутствия Христа в Евхаристии). Таким
образом, камни Эскориала, с одной стороны,
создавали зримый дом Премудрости Божьей,
с другой стороны – аспекты камня как
надгробия, символа вечности соединялись
с символикой погребения Христа.
Тем не менее очевидно, что для самих
зодчих особую важность имело решетчатое,
матричное начало, строгая форма линейного
космоса, предписанная материи камня.
Решая пластически в столь значительном
масштабе извечную платоническо-христианскую задачу установления правильных
отношений между плотью и духом, они
находят, не теряя из виду образно-аллегорической программы комплекса,
глубоко
своеобразное решение. Спиритуализм готики
уже изжит – материя тяжеловесна и инертна.
Ее не преображает наглядный, риторически
преподанный аффект – барокко еще не
заявило о себе. Напрасно искать в Эскориале
и пантеистическую человечность ренессансного неоплатонизма.
Дух здесь более чем
явно, даже сурово господствует над гигантским массивом чуждой ему каменной «плоти», причем здание непрестанно напоминает
и о такой крайней форме пренебрежения
телом, как мученичество.Но камень не
унижен этим одолением; римский ордер
сообщает его обтесанным плоскостям
стоическое, уверенное величие. Несколькими
десятилетиями позже Сурбаран напишет
совершенно иного св.Лаврентия, чем
св.Лаврентий Эскориала, наделив мученика
скорбно-эскстатическим выраженим лица,
очами горе и патетической позой. Но на
главном портале эскориальской обители
величие духа Лаврентия изображено статуей,
лишенной всякого намека на аффект;
мученик спокоен, отрешен, тяжеловесен,
однако он претерпел муку, и он торжествует.
И так же торжествует эскориальский гранит,
побежденный строгой решеткой плана,
в котором пересекаются Церковь и
государство, религия и наука, власть
и иночество, жизнь и смерть.
Сергей Ходнев
<< вернуться
вверх
|
 |
|