|
|
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо
III-MMII - 18.02.2002
Фонтан Мавров на вилле
Ланте в центре
итальянского регулярного
парка.
XVI-XVII вв.
Целью этого построения было, вопреки распространенному
заблуждению, вовсе не подчинение природы
человеку. Для французов природа тоже была
священна, только теперь она была проникнута не духом божества, но красотой: религией
создателей Версаля была эстетика. Их усилия
были направлены на то, чтобы «помочь»
природе проявить себя в безграничном разнообразии
образов, в гармонии контрастов
между перспективами аллей и сенью боскетов,
четкими линиями цветочных партеров
и загадочностью лабиринтов, зеркалами
каналов и веерами фонтанных струй. Ради
этой идеи французы отказались от симметрии:
хотя регулярные парки и делятся центральной осью,
«начинка» частей никогда не
повторяется.
Ровная сетка Нижнего
парка Хет Лоо стремится
в бесконечность.
Гравюра
XVII в.
Сухость и геометризм французских садов – кажущиеся;
на самом деле они
лишь помогают ориентироваться в царстве
belle nature, прекрасной природы, которое
раскрывается, стоит только сделать шаг вниз
по лестнице, ведущей с террасы на террасу.
Именно эта традиция, это понимание
природы было отправной точкой для создателей Хет Лоо.
Но они работали в Нидерландах:
демократическая страна «просвещенного
капитализма», приютившая многих
европейских философов (начиная с самого
Декарта), заменила покровительственное
отношение к природе, которым отличались
аристократические французы, на буржуазно-практическое. Регулярная планировка
в Голландии приобрела сельскохозяйственный характер:
абстрактно-философские сетки
Ренессанса и французского барокко здесь
стали границами участков, линейками посадок,
защищавших плоские и засеянные
чем-нибудь полезным поля от ветра, и водными артериями транспортных и ирригационных каналов.
Геометрически правильно
подстриженные боскеты
соседствуют с прихотливыми скульптурными
фонтанами.
Гравюра
XVII в.
Вот тут природа действительно
оказалась в подчинении: страна-то маленькая,
для красот особого места нет, и то, что
есть, надо использовать с толком.
В результате голландские сады отличались
сухостью и некоторым занудством, однако их
практичность и математическая логика были
настолько убедительны, что они смогли распространиться довольно широко – от Англии,,
куда их привез как раз Вильгельм Оранский,
до России, где их внедрил Петр Великий.
Голландские сады «бросили тень» на всю
регулярную традицию – в них баланс элементов был в пользу геометрии...
Хет Лоо, однако, счастливый пример
ансамбля, где перекосов не случилось –
в конце концов, это был королевский дворец,
лучший парк Нидерландов, и здесь место
никто не экономил. Композиция этого сада
действительно впитала в себя элементы всех
стилистик.
Барочные мотивы
Каскада в Нижнем парке
только подчеркивают
строгость и ясность
планировки.
Гравюра
XVII в.
Здесь есть все: и практичный
огород, и «итальянские» террасы, и парадный партер,
поделенный на 8 квадратов,
и стриженая зелень, и центральная ось. Сад
не симметричен: по разным сторонам оси
расположены ренессансные рощи и лабиринты, трельяжи,
птичники и охотничьи
питомники. Все пронизано многочисленными
аллеями; с точек их пересечения открываются разнообразные перспективные картины.
Отдельная тема – водоемы и скульптура:
зеркала французских «бассейнов» соседствуют со сложными итальянскими скульптурными группами.
Главные из них – «Фонтан
Венеры» на центральном партере и 13-метровый «Фонтан Короля». Уровни обзора и углы
зрения постоянно меняются. Впечатление от
гармонического единства разностилевых
элементов, формирующих композицию Хет
Лоо, оказывается шире, чем просто подтверждение французской идеи о красоте облагороженной природы.
Геометрическая сетка
плана перестает быть инструментом управления:
она становится структурным каркасом,
на который нанизываются композиционные
элементы, задает их масштаб. В результате
Хет Лоо похож на джентльмена-космополита,
свободно говорящего на множестве языков.
Он везде чувствует себя как дома, легко
оперирует элементами разных культур,
потому что в основе всего лежит прекрасное
воспитание и чувство такта. Эклектичность
Хет Лоо делает его истинно голландским
садом: он создавался в самой свободной
стране Европы, которая радушно и с выгодой
для себя привечала иностранцев, относилась
к людям вообще с терпимостью и открывала
дорогу массе возможностей. Стать, например,
английским королем. Или повлиять на
развитие Российской империи. В общем,
гибко применить логичную и простую схему
к местному колориту и воспользоваться,
не брезгуя, всем, что предлагает жизнь.
Евгения Микулина
<< вернуться
вверх
|
|
|