приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Николай Малинин
Парфенон на задворках
IX-MMIII - 23.01.2004

Фасад с колоннадой, выходящей внутрь квартала. Внизу – фасад ампирного флигеля, включенный в новое здание

Чтобы понять это, нужно на минуту забыть, кто кому отец, и воспринять эту архитектуру так, будто бы не знаем ни про Росси, ни про Вентури. Просто проследим судьбу квартала, которая складывалась на редкость причудливо. Никакого театра тут не было и в помине. А была усадьба московского генерал-губернатора Петра Салтыкова, простиравшаяся аж до самой Тверской. Потом дом арендовал Купеческий клуб, знаменитый своими лукулловыми обедами (см. Гиляровского). Квартал тем временем застраивался доходными домами, усадьба обрастала пристройками, в одной из которых перед Первой мировой войной открылось варьете «Максим». После революции здесь поочередно играли оперная студия Станиславского и музыкальная студия Немировича-Данченко, пока в 1941 году их не объединили в один театр с труднопроизносимым названием. Здание же в 1938 году перестроил архитектор Федоров: колонный зал салтыковского дома начал играть роль фойе,  чтобы усилить парадность фасада, к нему приделали аркаду в венецианском духе. Но приделали как-то очень сбоку – так, что если бы в ниши не были заботливо вклеены театральные афиши, то ее можно было бы принять за фрагмент совсем другого здания.

Что мы видим? Домовладение плавно теряет статус: усадьба губернатора – купеческий клуб – варьете. Параллельно разжижается четкость его градостроительной организации: сад заполняют доходные дома, к главному дому лепятся пристройки. Естественно, что приходит в невнятность и архитектурная составляющая: главный фасад теряется, с ним начинает соперничать фасад пристройки. Но параллельно этому разжижению идет укрепление основной функции – театральной. В конце концов, театр получает в свое распоряжение почти половину бывшей усадьбы и начинает (по именному распоряжению уже нового губернатора) грандиозную стройку.

Понятно, что весь этот процесс – при том, что старый-то фасад переделывать нельзя, – провоцирует зодчего найти ему должное архитектурное отображение. И память об усадьбе (а от нее не осталось практически ничего, ибо нельзя же всерьез считать ее реинкарнацией сломанные и заново отстроенные флигели, один из которых вылез аппликацией на фасад) толкает архитектора на воссоздание классического духа, который сегодня ассоциируется исключительно с колоннами. И чем их больше, тем дух крепше. Но любопытно то, что новое время и новые приоритеты сами собой проникают в работу архитектора. Ведь ничто в Москве нынче так не насущно, как решение автомобильной проблемы. Поэтому логично, что именно въезд в гараж и увенчивается тем самым портиком.

Портик, отмечающий вход в старый театр

Это ведь только с точки зрения классицизма неуместен портик на каретном сарае. А у нас сейчас самые красивые здания – это как раз гаражи (взять лукойловский на Олимпийском проспекте). Но надо признаться, что насчет гаража автор немного передергивает. Гараж-то, он внизу, а роскошное двусветное пространство за колоннадой – это репетиционные. А где же, как не в репетициях, рождается таинство театра? Потому благородное озвучение этого процесса на фасаде тоже вполне естественно. Конечно, было бы здорово иметь за этой колоннадой открытую галерею, как у Камерона, ну, чтобы дворовое пространство как-то поосмысленнее стало, чтоб подняться можно было, пройтись туда-сюда перед спектаклем. Но тогда, если все видно будет, – какое ж таинство?

Опять-таки, с классической точки зрения странно, что колонны нашего портика «уходят» от плоскости стены, что их ортогональ ее ортогонали не параллельна. Но зато она параллельна линии переулка. То есть, честно свидетельствует о его неклассической кривизне. А такое вот честное отображение московских неправильностей и несообразностей, всех наших щей с шампанским является нынче для архитектора делом чести. Потому что, если все эти глупости игнорировать, то Москву можно будет с Питером перепутать. Тем более что мысль о Петербурге – первое, что приходит здесь в голову. Масштаб свершившегося в Козицком именно что питерский. Просто какая-то улица зодчего Росси в московских двориках образовалась. Но ведь в том-то и разница, что не улица! Что не ведет никуда этот проход, кроме как к служебному входу в театр. И опять-таки: разве же не приподнимаются в собственном мнении скромные работники сцены, заведующие поворотными кругами и бойцы гримерного фронта, проходя на службу под таким великолепием? Понимая, что только ради них это все, а больше тут ходить некому.

Изящная аркада на фасаде старого театра

Юрий Михайлович Лужков, обсуждая проект реконструкции театра, вполне от души поведал одну историю. Как, работая в Мосагропроме, принимал он как-то вечером одного журналиста. Потом проводил его до двери кабинета, а уходя домой, почуял неладное и спросил вахтеров, выходил ли труженик пера. Выяснилось, что не выходил. Бросились искать. Нашли бедолагу плачущим в подвале на списанных креслах: он, оказывается, выход найти не смог. Привел мэр эту историю, иллюстрируя ситуацию с дебрями театра, которые сам честно облазил, и кабы не сопровождающие, тоже б заблудился. Потому именно на реорганизацию внутренних пространств и были брошены все силы и все средства. И ведь справились. В общем складывается все весьма логично. Архитектура честно (хотя порой и непроизвольно) отражает смену приоритетов. Мэру не важно, какое там такое искусство – ему, крепкому хозяйственнику, важно, чтоб все функционировало. Сделаем. Театру, считающему себя третьим после Большого и Мариинки, нужно закрепить свой статус во внешнем облике? Закрепим. Нет в Москве страшнее проблемы, чем пробки? Выроем гараж. Общество хочет духа старой Москвы? Дадим ему фасад в двух плоскостях в честь кривого переулка. Историки требуют сохранения флигелей усадьбы? Сломаем и построим заново. Москвичи не любят площади, а любят переулки и дворы? Отнесемся к ним с немеренным пиететом (и превратим их нечаянно в площадь).

Согласитесь, этот анализ показывает, что всю архитектуру нового здания можно целиком и полностью объяснить так, что никакой постмодерн не требуется. Не нужна ни постмодернистская ирония (ее способны оценить разве что сотрудники Института искусствознания во главе с А. И. Комечем, ходящие на работу мимо иронического гаража), ни постмодернистская идея апелляции к обыденности, ничего. Все идеи постмодерна искажены до своей противоположности: вместо иронии – пафос, вместо игры с историей – потуги реставрации «контекста» и т.д. Спрашивается – зачем тогда постмодернизм, зачем перерисовывать колонны и задранные фронтоны Крие? Единственный смысл этого – ровно в том, что это Крие, а не Федоров с главного фасада. Следование моде 20-летней давности имеет под собой единственное основание – придать «московскому стилю» зарубежного лоску.

И это восхитительно. «Московский стиль» в этой постройке совершает важнейшую для любого стиля процедуру – достигнув своей зрелости, он заново глядит на свои истоки. Но в том, как он глядит, в структуре этого взгляда не обнаруживается ничего, кроме следования зарубежному образцу без понимания тех идей и той поэтики, которая этот стиль вдохновляла. Вопрос, который хочется задать в конце, относится к числу риторических. Может ли архитектура, ведущая себя таким образом, не быть вторичной и провинциальной?

<<вернуться

вверх

 Архив

     

23.01.2004 IX-MMIII
Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал

     

23.01.2004 IX-MMIII
Николай Малинин
Парфенон на задворках

     

23.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке

     

23.01.2004 IX-MMIII
Алексей Тарханов
Водная процедура

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна