приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Александр Соколов
Гармония выбора
III-MMII - 05.05.2002


«Райтовский» стиль прочитывается не только в прорисовке деталей – витражей, дверей, рас шивке стен и конструкции осветительной арматуры, не только в аутентичной мебели, но и в принципе организации пространства – отказе от закрытого пространства в пользу функционально дефиницированного

В северных странах, где природа враждебна человеку, часто предпочтение отдавалось культам мужского начала, сулившим независимость от природы и ее «вагинальной» агрессии. В русской же избе граница между враждебным миром природы и спасительным островом жилища проявлялась не только в функциональном разнесении источников тепла и света, но и на символическом уровне. Русская печь – хранилище и алтарь огня, источник тепла и спальное ложе, объединяя все жизненно важные функции, располагалась в центре, создавая оппозицию «внутри – снаружи» с окнами – источником природного света. Многие семьи, живущие в поселке, приехали из США и Германии, работают в Москве и имеют довольно высокий доход: необходим автомобиль, да и аренда домов в поселке с детским садом, магазином, боулингом, бассейном достаточна высока. Поселения таких сообществ описал министр труда США экономист Роберт Райх. В отличие от профессиональных и традиционных – укорененных в языке, религии или обычаях локальной культуры – сообществ, «новые» сообщества основаны на принадлежности к общей экономической страте.


План
Офис делится на две равноценные части: кабинет и комнату переговоров

«Сообщите мне почтовый индекс,– писал Райх,– и я скажу, что люди едят, пьют, какой у них автомобиль и даже что они думают». Уровню доходов соответствует определенный вкус. Членам комъюнити данного поселка соответствует феномен «гибкого человека» (flexible man), описанный социологом Ричардом Сеннеттом.«Гибкий человек» перемещается по планете от проекта к проекту, меняя круги общения, этические, эстетические, климатические и культурные среды. Его знак – детерриторизованный стиль глобального мира – дает представление о той идентичности, которую должны транспортировать компания, ее сервис, корпоративный стиль и рассматриваемый нами офис. Умение сделать выбор – это большое искусство, особенно сегодня, когда мы постоянно сталкиваемся с такой необходимостью – выбором кандидата, партии, марки и цвета автомобиля, национальной кухни и блюда в меню, одежды etc. Поэтому правильный выбор ценится сегодня как высокохудожественный жест и ожидается от художника (коим, при удачном стечении обстоятельств, становится архитектор) как эксперта в областях эстетики, PR, социальной компетентности.



В интерьере сочетаются три типа освещения – естественное (термальное окно), искусственное (светильники) и искусственное, имитирующее естественное (витражи)

Стиль Фрэнка Ллойда Райта (1867 –1959), использованный в дизайне офиса, точно соответствуя поставленной задаче, представляет собой тот самый правильный выбор. Ограниченное использование дерева не убивает холодной деловитости офисного интерьера и сохраняет – благодаря использованию натуральных теплых материалов – черты жилого семейного дома, репрезентируя тепло и уют предлагаемого сервиса. Эта же идея выражена в балансе симметричного деления пространства на «кабинет» с тяжелым деревянным письменным столом, располагающим к сосредоточенному труду, и пространство для переговоров, где длинный деревянный стол неизбежно несет в себе воспоминание о дружеском или семейном застолье. Два пространства, разделенные камином, превращают жизнь циркулирующего вокруг него человека в гармоническое переплывание из уединенной медитации на пламя камина, в теплое социальное пространство. Здесь прямая связь с концепцией интерьера Райта – отказ от закрытого пространства в пользу дефинированного пространства, отказ от понимания комнаты как бокса с одной функцией в пользу комнаты с разделенными пространствами, взаимопроникающими и допускающими частичное функциональное совпадение, оверлэппинг.

Райт с самого начала своей карьеры (1887)работал «над созданием стиля, контрастирующего с европейскими историческими стилями, доминирующими в то время » (Kathrin Smith).Что вполне отвечает интернациональной, неукорененной в определенной культуре, общине поселка. Другая важная для его творчества идея заключалась в поиске гармонии между архитектурой и природой («специфика места » связана у него с окружающей природой, а не с архитектурным и историческим – то есть культурным – окружением. Строение – по Райту – не противостоит окружающей его природе, но составляет с ней единое целое). Решение расположить камин и витражи, имитирующие источник дневного света, по центральной оси, задаваемой коньком, объединяет культ спасительного очага с идеей дружественной природы. В свете предсказаний Поля Вирильо, где город становится средоточием криминального и экологического зла, даже в стране с самой холодной среднегодовой температурой можно за окружной дорогой начинать поиски Элизиума – прекрасного поля, где беззаботно живут праведники и бессмертные герои. Обращение к творчеству Фрэнка Ллойда Райта позволило найти гармонию между мужским и женским, холодом и теплом, работой и досугом, внутренним и внешним; конструктивными, функциональными и орнаментальными элементами, а также удовлетворить любовь заказчика к «респектабельности и теплу».

<<вернуться


вверх

 Архив

     
 

05.05.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Храм еще можно построить

     
 

05.05.2002 III-MMII
Александр Соколов
Гармония выбора

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна