|
|
Школа
Владимир Седов
Высотные здания позднего сталинизма
XVIII-MMVI - 10.08.2006
В. Г. Гельфрейх,
М. А. Минкус
и мастерская. Высотное
здание МИДа на
Смоленской площади.
Первоначальный
вариант. Перспектива
с раскраской. 1947 г.
ГНИМА–МУАР
Но равнение на русские традиции
в архитектуре возникло еще до войны.
В 1940 г. вышел в свет выпущенный Академией архитектуры СССР сборник статей
под названием «Русская архитектура».
В этом сборнике в целом ряде статей
декларируется значение и первенство русской архитектуры и объясняется (скорее
– тоже декларируется) ее своеобразие,
выразившееся прежде всего в высотных
зданиях, в вертикализме. Об этом пишет
академик И. В. Рыльский (в его статье
особенно замечательна мысль о том, что
копирующая надстроенный иностранцем
верх Спасской башни Кремля верхушка
Троицкой башни «по пропорциям и силуэту интереснее Спасской»), об этом же
пишут профессор С. В. Бессонов, архитектор В. А. Лавров и академик Г. П. Гольц.
Профессор Н. И. Брунов ищет самостоятельные черты в русской архитектуре
X–XII вв. и провозглашает: «В византийской архитектуре не было зданий,
подобных древнейшей части Софийского собора, в которой наблюдаются ярко
выраженные самостоятельные черты.
Последние связаны, прежде всего, со
строгой пирамидальной композицией
расчлененного наружного объема, проникнутого движением, нарастающим
к центральному куполу, который увенчивал все здание»9. А вот что
пишет историк
архитектуры Н. Н. Воронин в 1952 г., во
время строительства московских «высоток»: «…динамика «башнеобразной»
композиции не находила подобия ни
в предшествующем русском, ни в византийском зодчестве и была справедливо
истолкована как проявление «народных»
вкусов, резко нарушившее каноническую
крестовокупольную систему храма»10.
Итак, как-то само собой возникло
представление о том, что наиболее самобытным в русской архитектуре были
высотные, башнеобразные объемы. Как
развитие более древних башнеобразных
зданий мыслилось шатровое зодчество
XVI–XVII вв. и зодчество начала петровских реформ, которое в то время
называлось «нарышкинским барокко»,
а сейчас все чаще называют нарышкинским стилем, подчеркивая тем самым
совсем не барочный, а еще ренессансный характер ордера этого стиля. И в том
и в другом случае речь шла о высотных
композициях, о вертикально устремленных сооружениях. К ним уже в качестве
продолжения традиции подверстывались
колокольни и здания XVIII–XIX вв. со
шпилями – Меншикова башня в Москве
и Адмиралтейство в Петербурге. Формирование идеологии истории русской
архитектуры было завершено.
В.Г. Гельфрейх (?). Здание
МИДа. Первоначальный
вариант. Перспектива
1947 г. ГНИМА–МУАР
Дальше можно было декларировать
что угодно. Посмотрите – как похожи способы изложения и мотивировки в учебнике
по истории архитектуры и в панегирической книге о высотных зданиях Москвы.
Вот фрагмент из панегирика: «Уже в проекте Дворца Советов были применены
характерные для советской архитектуры
методы композиционного построения
гигантского высотного здания: свободное
нарастание монументальных и строгих
объемов, их мощный рост ввысь, идейная
насыщенность архитектурного образа,
смелое сочетание собственно архитектурных форм со скульптурой. <… > Свободное
построение силуэта, мощный рост многоярусных объемов, величественная
простота и вместе с тем жизнерадостность общего облика характерны для всех
высотных зданий Москвы. <…> В архитектурных образах этих монументальных
сооружений ярко воплощены творческая
мощь советской культуры, величие и красота сталинской эпохи»11.
А вот фрагмент из учебника по
истории русской архитектуры: «Важнейшие художественные и конструктивные
принципы архитектуры получили всестороннюю разработку в древнерусском
зодчестве на разных этапах его развития
и явились ценным вкладом в дальнейшее развитие всей русской архитектуры.
Таким вкладом являются: глубокое идейное содержание, органически присущее
лучшим памятникам древнерусского
зодчества; их оптимистический, жизнеутверждающий характер, воплощенный
в простом и выразительном художественном образе; мудрая целесообразность
построек, наиболее полно и всесторонне
отвечающая практическим потребностям жизни; реалистическое разрешение
строительных задач на основе принципа
практической необходимости и свободной,
живописной планировки»12. Кажется, что
в обоих случаях речь идет об одном и том
же, что идеал, найденный в прошлом, тут
же был воплощен в настоящем.
Самое главное, что культура, идеология, архитектура были перенацелены на
создание высотных зданий. И хотя в архитектуре 1930-х гг. уже было высотное
здание – Дворец Советов (в виде проекта),
но оно было основано на других, не исторических принципах – как идеологически,
так и формально. И В. К. Олтаржевский
мог в уже приведенном отрывке утверждать традиционность Дворца Советов
– это была лишь фраза, не отвечающая
реальному виду этого здания и отдающая
дань внутренним течениям идеологии
1940-х гг.
Л. М. Поляков,
А. Б. Борецкий
и мастерская. Гостиница
«Ленинградская»
Перспектива. 1948 г.
ГНИМА–МУАР
Очень важно хотя бы бегло очертить
вопрос о применении нарышкинского
стиля. Дело в том, что отвергаемая сталинской идеологией эклектика опиралась на
формы так называемого «узорочья» середины XVII в. Для отвергающей культуры
этот путь освоения национального архитектурного наследия был, естественно,
закрыт. В более древней древнерусской
архитектуре можно было заимствовать
не так уж много форм. И вот возникает
мысль об использовании принципиально
ордерной архитектуры нарышкинского
стиля. Освоение этого стиля проходит тем
легче, что классицистическая архитектура
СССР видит ордерность нарышкинского,
раннепетровского времени и считает возможной стилизовать ее. В 1940–1950-е
гг. как бы повторяется ситуация в русской архитектуре начала XX в. В то
время под влиянием художественного
объединения «Мир искусства» русские
архитекторы меняют модерн на утонченный и ученый неоклассицизм, в котором
преобладают стилизации на тему русского
классицизма XVIII в., русского ампира
или итальянского ренессанса. И только
перед самой революцией 1917 г. неоклассические архитекторы «замечают»
нарышкинское барокко и используют его
в монументальных зданиях, связанных
с государственным заказом. Освоению
этого стиля способствовал патриотический подъем перед Первой мировой войной
и в ее начале, а также ордерный характер
нарышкинской архитектуры, позволяющей применять его не только к церковным
зданиям (как неорусский стиль с использованием новгородско-псковских
средневековых мотивов).
Нарышкинский (его можно было
бы назвать неонарышкинским) стиль
появился в здании Казанского (Рязанского) вокзала, выстроенного по проекту
А. В. Щусева (1913–1926) и в двух постройках В. А. Покровского: в здании
Ссудной кассы в Настасьинском переулке в Москве (1913–1916) и здании банка
в Нижнем Новгороде (1910-е гг.). В сталинское же время в послевоенный период
нарышкинский стиль возникает опять
– овеянный ореолом традиционности и все
так же готовый для стилизации в силу
своей ордерности.
В Москве в 1947 г., как уже говорилось, планировалось построить восемь
высотных зданий, но построено было
только семь. По первоначальному плану это были: гостиница на Ленинских горах
(32 этажа), административное здание
в Зарядье (26 этажей), гостиница на
Ленинградском шоссе (26 этажей), жилое
здание у Красных Ворот для Министерства путей сообщения (16 этажей), жилое
здание на площади Восстания (ныне
– опять Кудринской, тоже 16 этажей),
жилое здание на Котельнической набережной (16 этажей), административное здание
на Смоленской площади (16 этажей) и административное здание на Каланчевской
площади (16 этажей)13.
Вместо гостиницы на Ленинских
горах было сооружено здание Московского университета. Административное здание в
Зарядье, предназначенное для
Министерства внутренних дел (позднее
– Министерства государственной безопасности) начали строить, но впоследствии
разобрали, оно и является недостающим
восьмым сооружением. Для высотной
гостиницы на Ленинградском шоссе по
каким-то причинам подобрали другое
место: она была сооружена на Дорогомиловской набережной (сейчас это
– гостиница «Украина»). Жилые дома
на Красных Воротах, площади Восстания и Котельнической набережной были
построены, как было сооружено и административное здание на Смоленской
площади, предназначенное для Министерства иностранных дел. А вот в здании
на Каланчевской площади разместилось
не административное здание, а гостиница
«Ленинградская».
В 1949 г. авторам проектов высотных зданий были вручены Сталинские
премии за 1948 г. Первую премию получил коллектив, спроектировавший
здание МГУ: Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков. Три
других первых премии получили: автор
проекта административного здания
в Зарядье Д. Н. Чечулин, автор проекта
гостиницы на Дорогомиловской набережной А. Г. Мордвинов и авторы проекта
здания МИДа на Смоленской площади,
В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус. Вторые
премии получили: авторы проекта гостиницы «Ленинградская» Л. М. Поляков
и А. Б. Борецкий; соавтор Д. Н. Чечулина
по жилому дому на Котельнической набережной А. К. Ростковский; авторы жилого
дома на площади Восстания М. В. Посохин и А. А. Мндоянц; авторы проекта
административного и жилого дома
МПС на Красных Воротах А. Н. Душкин
и Б. С. Мезенцев14.
На Ленинских горах был построен
корпус Московского государственного
университета (МГУ)15.Первоначально на
этом месте, господствующем над Москвой,
предполагалось построить здание, в котором должна была располагаться гостиница
и жилье, но встреча Сталина с академиком А. Н. Несмеяновым, сообщившим
вождю о трудностях столичного университета, привели к тому, что
Несмеянов
был назначен ректором, а площадка для
гостиницы превратилась в строительную
площадку Храма науки16. Строительство
велось с использованием заключенных,
для чего вокруг строящегося здания
и на его верхних этажах были устроены
«зоны»17. Первоначально за проектирование гостиницы отвечал Б. М.
Иофан, но
его почему-то отстранили (уже не нравился его Дворец Советов?) и заменили на
Л. В. Руднева, до этого тесно связанного
с Министерством обороны, для которого им было сооружено несколько монументальных
зданий. В «команду» Руднева по
каким-то причинам не был взят его давний
соавтор В. О. Мунц, тогда как были включены мастера, связанные с ленинградской
архитектурной школой (из которой вышел
и сам Руднев), и москвич С. Е. Чернышев, которого в своих воспоминаниях
Д. Н. Чечулин называет «крупнейшим
планировщиком»18. Какая интрига стоит
за созданием этого авторского коллектива
– неясно.
Здание МГУ (1949–1955) – несомненный шедевр даже среди всех
остальных высоток. Точно найденные
пропорции этого, пользуясь словами
Г. Р. Державина, «храмовидного» здания,
его отточенный силуэт и иерархически построенная композиция говорят
о руке незаурядных мастеров, сумевших
почувствовать дух эпохи и «скрестить»
высотный американизм с неоклассикой и нарышкинским барокко, которое
особенно ощутимо как в некоторых композиционных формах, так и в отдельных
декоративных композициях на фасаде.
Интересно, что статуя Ленина, венчавшая первоначальный проект и вскорости
замененная на шпиль со звездой, знаменовала собой связь с Дворцом Советов
Иофана, тогда как шпиль связывал
здание с Меншиковой башней и Адмиралтейством, то есть усиливал «русскость»
здания. Вполне возможно, что образ
«высотки» со шпилем был найден именно
во время проектирования МГУ. Причем
автором в таком случае должен считаться
не только Л. В. Руднев, но и Б. М. Иофан, отточивший образ, который Руднев
только модифицировал и смягчил (об
этом свидетельствует сравнение проектов
и эскизов здания Иофана и окончательного решения Руднева).
Высотное здание для МВД (позднее – для МГБ) в Зарядье начали строить
в 1948 г., оно было выстроено более чем
наполовину, но в 1956 г. его каркас был
разобран для строительства спортивной
арены в Лужниках19. В проекте этого
здания Д. Н. Чечулин явно учитывал
соседство с храмом Василия Блаженного
и Спасской башней Кремля. В результате
возникла симметричная и более компактная, чем в МГУ, композиция, по плану
одновременно напоминающая храм в Дьяково и Смольный монастырь Растрелли.
Но в объемной композиции доминировал
центральный высотный объем, завершенный не шпилем, а скорее подобием острого
шатра.
Жилой дом на Котельнической набережной (1948–1952), сооруженный по
проекту того же Д. Н. Чечулина и привлеченного А. К. Ростковского, по своему
стилю очень похож на здание в Зарядье, но в отдельных деталях и завершении со
шпилем видна определенная оглядка на
Университет Руднева.
На Университет во многом ориентированы композиция и стиль жилого
дома на площади Восстания (1950–1954),
сооруженного по проекту М. В. Посохина
и А. А. Мндоянца, в ту пору еще не очень
известных архитекторов. В этом сооружении оригинальнее всего завершение,
в котором отчетливо звучит тема кремлевских башен с шатрами, но присутствует
и тема шатровых храмов (она выражена
в том, что венчающий объем украшен
«стрелами», характерными для декора
церкви Вознесния в Коломенском и собора
Василия Блаженного).
Достаточно близка к Университету
и дому на площади Восстания гостиница
«Украина» (1950–1957), спроектированная очень известным в это время
А. Г. Мордвиновым при содействии
В. К. Олтаржевского (он назван «соавтором
по проекту гостиницы») и В. Г. Калиша
(его в экспликациях называли «соавтором по проекту жилых корпусов»).
Симметричная и ступенчатая композиция, увенчанная острым шпилем, говорит
о мастерстве архитекторов, но это мастерство выражается в тиражировании типа,
ставшего уже каноническим, то есть оно
сродни мастерству средневековых зодчих.
В ряду построек одной артели зодчих
в древнерусской архитектуре (да и вообще в архитектуре Средневековья) бывает
такой памятник, в котором формы здания,
послужившего для его композиции образцом, применены уверенно, смело, но
достаточно сухо и в значительной мере
механически. Таким, например, видится
Димитриевский собор во Владимире относительно церкви Покрова на Нерли. Так
вот, образцом в данном случае явно был
рудневский Университет, а мастерским
и вовсе не рабским, но холодным повторением была гостиница «Украина».
Отдельное место среди высотных
зданий занимает гостиница «Ленинградская» (1949–1953), выстроенная на
Каланчевской (Комсомольской) площади
по проекту Л. М. Полякова и А. Б. Борецкого. Л. М. Поляков к началу
строительства гостиницы прославился как
автор ряда станций Московского метро
(«Калужская» – ныне «Октябрьская»-кольцевая, «Арбатская»), решенных
в неоклассическом «победном» стиле.
В здании «Ленинградской» архитекторы
пошли по другому пути: они явно стилизовали весь объем и даже его детали
в духе нарышкинского барокко конца
XVII в. В выборе такой ориентации и в ее
«чистоте» не последнюю роль сыграла
близость Казанского вокзала, спроектированного признанным к тому времени
классиком советской архитектуры
А. В. Щусевым. В своей книге о высотных зданиях В. К. Олтаржевский прямо
пишет, что гостиница «должна развивать дальше традиции, заложенные уже
А. В. Щусевым»20. Как именно появилось
это долженствование – мы не знаем, но
сам по себе факт намеренной и обдуманной стилизации, превосходящей по объему
цитирования нарышкинского стиля все
«высотки», очень интересен и показателен
как пример продолжения дореволюционной неоклассической традиции.
9 Русская
архитектура. М., 1940. С.
121.
10 Воронин Н. Н.
У истоков русского
национального зодчества
(из истории зодчества
периода феодальной
раздробленности XI–XV
вв.) // Ежегодник
института истории
искусств. 1952.
Живопись. Архитектура.
М., 1952. С. 261.
11 Олтаржевский В. К.
Строительство высотных
зданий в Москве. С. 4.
12 История русской
архитектуры. 2-е изд. М.,
1956. С. 268.
13 «Принять
предложение товарища Сталина»… С. 32.
14 Там же. С. 50–51.
15 Московский ордена
Ленина Государственный
университет имени
М. В. Ломоносова. Новые
здания на Ленинских
горах. Фотоальбом.
М., 1953. С текстами
ректора И. Г. Петровского
и архитектора
Л. В. Руднева.
16 «Принять
предложение товарища
Сталина»… С. 28–29,
34–43. См. также:
Кокурин А., Моруков
Ю. «Высотка» на
Воробьевых горах.
История строительства
прекрасного университета
// Государственная
служба. 2003. № 3. С.
130–143.
17 «Принять
предложение товарища
Сталина»… С. 44–47.
О работе заключенных
на стройке МГУ
см.: Плужников
В. И. Безвестные
строители МГУ на
Ленинских горах //
Архив наследия – 2003.
М., 2005. С. 368–373.
18 Чечулин Д. Н.
Жизнь и зодчество.
С. 100.
19 Броновицкая Н.
Гостиница «Россия»
в контексте Зарядья //
Проект Россия. № 33
(2004/3). С. XIV.
20 Олтаржевский В. К.
Строительство высотных
зданий в Москве. С. 123.
<<вернуться
далее>>
|
|
|