приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002


М.Ф.Казаков. Фасад дома Е.И.Козицкой на Тверской улице. 1787.
Лист из «Альбомов Казакова». ГНИМА

Бывают архитекторы, определяющие облик целого города на каком-то периоде его жизни. Таким мастером, создавшим пышный образ барственной «допожарной» Москвы рубежа XVIII-XIX вв., был Матвей Федорович Казаков (1738 –1812). Он выстроил десятки дворянских усадеб на улицах и в переулках города, он спроектировал больницы, общественные здания и храмы, совокупность которых и составляет «казаковскую Москву». Эта Москва складывалась из множества довольно крупных зданий, композицию которых определяют прямоугольный объем, почти лишенный декора, и выступающий в середине одного из протяженных фасадов портик, завершенный треугольным фронтоном. Все остальные средства выразительности – службы, флигели, ворота, пилястровые вставки на фасадах, островки лепнины – все это только дополнения. Основой всей «казаковской Москвы» был именно «голый», почти не декорированный «сундук» с поперечной осью, отмеченной портиком.


М.Ф.Казаков.Дом И.И.Демидова в Гороховском переулке.
1789 –1791

Этот базовый образ дома-храма был подхвачен и тиражирован современниками и учениками Казакова, он повлиял и на архитектуру подмосковных усадеб и дворянскую архитектуру всей остальной Центральной России. Москва определяла в то время архитектурный вкус и «моду» всей империи, за исключением Петербурга и нескольких усадеб вельмож, где работали петербургские архитекторы. А в Москве целую эпоху властвовал Казаков, так что манера Казакова и была основанием стиля России. Этот стиль историки архитектуры определяют как «зрелый классицизм», что выражает эволюционистский, прогрессистский взгляд на классику: сначала был ранний классицизм, французистый и, в общем-то, недоразвитый.Затем его сменил зрелый классицизм (так говорят в Москве, а в Петербурге он же зовется «строгим», но тогда ранний классицизм явно нестрогий, мягкий),который уже лишен мальчишества раннего, но еще не тронут увяданием. На смену ему идет классицизм поздний (по-петербургски – высокий), лучшую часть которого зовут ампиром.



Дом Дурасовых на Покровском бульваре.
1790-е гг.

Он еще хороший стиль, но уже чуть-чуть упаднический, хотя бы потому, что его сменила эклектика, как будто не лезущая ни в какие классические ворота. Но если интересующий нас стиль «зрелый», то как же он успел созреть, откуда взял его законченные формы почти всемогущий в Москве Казаков? Сам Матвей Казаков, кажется, придумать ничего не мог, стиля, по крайней мере, он не изобретал. Учился он у московского барочного архитектора Ухтомского, но строить начал в стиле раннего, французского классицизма, причем на начальном этапе своей деятельности, при реконструкции Твери в 1760-е гг., находился под влиянием Никитина и его несколько по-провинциальному простоватого, непонятно откуда взятого «французского стиля».

далее>>

вверх

 Архив

   
 

18.03.2002 III-MMII
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна