|
|
Школа
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002
М.Ф.Казаков. Фасад дома Е.И.Козицкой
на Тверской улице. 1787.
Лист из «Альбомов
Казакова». ГНИМА
Бывают архитекторы, определяющие
облик целого города на каком-то
периоде его жизни. Таким мастером,
создавшим пышный образ барственной «допожарной» Москвы рубежа
XVIII-XIX вв., был Матвей Федорович Казаков (1738 –1812).
Он
выстроил десятки дворянских усадеб
на улицах и в переулках города, он
спроектировал больницы, общественные здания и храмы,
совокупность
которых и составляет «казаковскую
Москву». Эта Москва складывалась
из множества довольно крупных
зданий, композицию которых определяют прямоугольный объем,
почти лишенный декора, и выступающий в середине одного из протяженных фасадов портик,
завершенный треугольным фронтоном.
Все остальные средства выразительности – службы,
флигели, ворота,
пилястровые вставки на фасадах,
островки лепнины – все это только
дополнения. Основой всей «казаковской Москвы» был именно «голый»,
почти не декорированный «сундук»
с поперечной осью, отмеченной
портиком.
М.Ф.Казаков.Дом И.И.Демидова
в Гороховском переулке.
1789 –1791
Этот базовый образ дома-храма
был подхвачен и тиражирован современниками и учениками Казакова,
он повлиял и на архитектуру
подмосковных усадеб и дворянскую
архитектуру всей остальной Центральной России.
Москва определяла
в то время архитектурный вкус и
«моду» всей империи, за исключением Петербурга и нескольких усадеб
вельмож, где работали петербургские
архитекторы. А в Москве целую
эпоху властвовал Казаков, так что
манера Казакова и была основанием
стиля России.
Этот стиль историки архитектуры определяют как «зрелый классицизм»,
что выражает эволюционистский, прогрессистский взгляд
на классику: сначала был ранний
классицизм, французистый и,
в общем-то, недоразвитый.Затем его
сменил зрелый классицизм (так
говорят в Москве, а в Петербурге он
же зовется «строгим», но тогда
ранний классицизм явно нестрогий,
мягкий),который уже лишен мальчишества раннего,
но еще не тронут
увяданием. На смену ему идет
классицизм поздний (по-петербургски – высокий),
лучшую часть
которого зовут ампиром.
Дом Дурасовых на Покровском бульваре.
1790-е гг.
Он еще
хороший стиль, но уже чуть-чуть
упаднический, хотя бы потому, что
его сменила эклектика, как будто не
лезущая ни в какие классические
ворота. Но если интересующий нас
стиль «зрелый», то как же он успел
созреть, откуда взял его законченные
формы почти всемогущий в Москве
Казаков?
Сам Матвей Казаков, кажется,
придумать ничего не мог, стиля, по
крайней мере, он не изобретал.
Учился он у московского барочного
архитектора Ухтомского, но строить
начал в стиле раннего, французского
классицизма, причем на начальном
этапе своей деятельности, при
реконструкции Твери в 1760-е гг.,
находился под влиянием Никитина и
его несколько по-провинциальному
простоватого, непонятно откуда
взятого «французского стиля».
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|