|
|
Школа
Владимир Седов
Высотные здания позднего сталинизма
XVIII-MMVI - 10.08.2006
Б. М. Иофан и мастерская.
Перспектива Дворца
Советов. 1942 г. ГНИМА–МУАР
Эти постройки очень широко известны
и воспринимаются как знак российской
тоталитарности – вместе с Кремлем,
Спасской башней, Красной площадью
и зданием КГБ на Лубянке. В какой-то
степени это уже и не знак, а один из символов коммунистической России, СССР,
а это значит, что как идеологически, так
и архитектурно высотные здания Москвы
– полностью удачный проект.
Это взгляд только с одной стороны,
тогда как с другой, искусствоведческой
стороны, эти постройки мало исследованы и окружены тайной, характерной
для искусства тоталитарного строя, но
здесь как будто усиленной народными,
городскими мифами и легендами, сопровождающими московские (и не только
московские) «высотки».
Б. М. Иофан и мастерская.
Разрез Дворца Советов.
1936 г. (?) ГНИМА-МУАР
Наш очерк никак не может претендовать на полноту освещения всех вопросов
и проблем, связанных с архитектурой
высотных зданий, но в нем мы попытались
дать освещение некоторых тем, которые, на наш взгляд, являются наиболее
важными.
Д. Н. Чечулин
и мастерская. Панорама
Кремля и трех «высоток».
Слева – Дворец Советов,
в центре – Здание МВД
в Зарядье архитектора
Д. Н. Чечулина,
справа – Жилой дом
на Котельнической
набережной того же
автора. 1947 г. ГНИМА–МУАР
Само название «высотные здания»
необычайно показательно. Оно появилось не сразу: в постановлении Совета
Министров СССР от 13 января 1947 года
еще говорится о «многоэтажных зданиях»1, а уже в книгах начала 50-х
годов
прочно утвердился термин «высотные
здания»2. Разговор об этих зданиях все
время сопровождался критикой небоскребов (прежде всего – американских,
конечно), а это наводит на мысль о том,
что название московских объектов поначалу росло из скучного и казенного
термина «многоэтажные здания», но
не выросло в «небоскреб». Не выросло
именно потому, что это слово означает
хаотичную американскую реальность.
Ей и противопоставлен немного казенный термин «высотное здание», в котором
подчеркнута высота, вертикализм, воля.
Есть еще термин «высотный дом», который употребляется даже в поэзии: «Она
живет в высотном доме с добрым мужем.
Он выстроил ей дачу, он ревнует…» (Владимир Луговской «Та, которую я знал»,
1956 год). Здесь прямо из употребленного
термина видно, что героиня стихотворения
очень хорошо устроилась и пользуется как
жильем в высотном доме, так и дачей под
Москвой. Народное сознание подхватило и упростило термины «высотные здания»,
«высотные дома» и любовно-снисходительно окрестило выросшие объекты
«высотками».
Б. М. Иофан и мастерская.
Дворец Советов
в застройке новой
Москвы. Панорама
с птичьего полета. 1937–1940 гг. ГНИМА–МУАР
История создания высотных зданий
в Москве, на первый взгляд, достаточно
ясна. В 1947 г. Совет Министров постановил «принять предложение товарища
Сталина» о строительстве 8 многоэтажных зданий в Москве: одного 32-этажного
дома, двух 26-этажных домов и пяти
16-этажных домов»3. Казалось бы, все
четко и ясно: план строительства «высоток» придумал сам Сталин, которого везде
уже называли «великим зодчим». Но это
противоречит здравому смыслу, и мы обязаны попытаться найти тех архитекторов
или теоретиков, которые привели к предложению товарища Сталина, подготовили
это предложение. В своих воспоминаниях,
записанных в 1970-е гг., Д. Н. Чечулин,
в 1940-е гг. бывший главным архитектором Москвы, рассказывает о том, что
ему в процессе работы над проектом
жилого дома на Котельнической набережной пришла в голову мысль о высотных
сооружениях, которые бы вновь оживили
силуэт Москвы, «обедненный» заслонившими вертикали города высокими
административными и жилыми домами4.
Скорее всего, Чечулин не был единственным «автором» идеи, как не был этим
автором и сам Сталин. Это некое «победное» настроение эпохи пыталось создать
адекватные образы в архитектуре.
Уже упомянутое постановление
Совета Министров говорит о том, что «пропорции и силуэты этих зданий должны
быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны
быть увязаны с исторически сложившейся
архитектурой города и силуэтом будущего
Дворца Советов. В соответствии с этим
проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей
многоэтажных зданий»5. Для выполнения этого задания следовало «привлечь
к работе по проектированию этих зданий
крупнейших архитекторов страны». В туманной формулировке правительственного
постановления можно только угадать
равнение на главное «высотное здание»
страны – Дворец Советов, который должен
был быть возведен к западу от Кремля
по проекту Б. М. Иофана. Кроме того,
отчетливо звучит пожелание «увязки»
с исторически сложившейся архитектурой
города и нежелание следовать заграничным образцам (в первую очередь, видимо,
американским).
Д. Н. Чечулин
и мастерская. Высотный
дом для Министерства
внутренних дел в Зарядье.
Перспектива. 1947 г.
ГНИМА–МУАР
1 «Принять
предложение товарища
Сталина»: Постановления
Совета Министров
СССР о строительстве
новых зданий МГУ на
Ленинских горах. 1947–1954 гг. /Публикация
А. И. Кокурина
и Ю. Н. Морукова //
Исторический архив.
2004. № 1. С. 31–32.
2 Олтаржевский В. К.
Строительство высотных
зданий в Москве. М.,
1953; Курочкин Н.
О новых высотных
зданиях Москвы //
Сообщения Института
истории искусств. Вып.
2. Архитектура. М., 1953.
С. 3–39; Кулешов Н.,
Позднеев А. Высотные
здания Москвы. М., 1954.
3 «Принять
предложение товарища
Сталина»… С. 32.
4 Чечулин Д. Н.
Жизнь и зодчество. М.,
1978. С. 97–98.
5 «Принять
предложение товарища
Сталина», С. 33.
далее>>
|
|
|