приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Стиль великого посольства
I-MMI - 29.10.2001



Археологи, которые ведут раскопки древнерусских городов, наталкиваются на слой, переполненный обломками глиняных голландских курительных трубок. Этот слой, датируемый временем около 1700 года, изумляет: кажется, что горожане все скопом предались пороку табакокурения и при этом безоглядно колотили трубками по столам. Это период необычной связи с Голландией. Ни до, ни после "слоя голландских трубок" ничего подобного мы не встретим.

Архитектура классических европейских стилей началась в России со времени Петра I. Говоря об этом, обычно вспоминают Летний дворец, Кунсткамеру, здание Двенадцати коллегий - Петербург. Между тем, в Москве еще до основания Санкт-Петербурга сложился первый в России ордерный, классический стиль, основанный на прямых контактах с Голландией. Этот стиль еще ни разу не был описан, он столь же загадочен и насыщен заимствованиями, как "слой голландских трубок". И археологический слой и московские постройки, в сущности, говорят об одном и том же: об увлеченности чужой культурой и немного наивном пафосе ее открытия.

В конце XVII в. изменения в архитектуре России происходили с удивительной быстротой. Поздняя версия стиля "узорочья" времени царя Федора Алексеевича (1676-1682) сменилась архитектурой нарышкинского стиля, развивавшейся в 1680-1690-е гг. Ничто, кажется, не предвещало начала нового стиля, но длительная поездка царя Петра I в Европу вместе с Великим посольством (1697-1698) резко изменила все направление русской архитектуры.

Кажется, что, возвращаясь, Великое посольство везло с собой несколько возов немного устаревших архитектурных книг, которые могли послужить учебниками для имевших силы изменить своему стилю мастеров "нарышкинского барокко". Но что они привезли - история темная, происхождение нового стиля окутано тайной.



1. Александр Паскуалини (Pasqualini). Башня церкви в Айзелстейне. 1532. Самый ранний пример голландского маньеризма, в котором впервые применено сочетание кирпичной кладки и деталей из светлого камня
2. Юст Янц (Joost Jansz). Восточная церковь в Амстердаме. 1565-1566. Балюстрады, обелиски и люкарны станут приметными формами стиля Великого посольства
3. Церковь Николая в Троекурове. 1699-1706. Центрический план, крупные пилястры и овальные окна - все из Голландии


Еще таинственнее то, что новый стиль, который мы предлагаем назвать стилем Великого посольства, развивался не в постройках самого царя и его правительства, а появился сразу в законченных формах в подмосковных усадьбах московской аристократии. Ближайшие сподвижники Петра и более далекие от трона бояре и дворяне были более чувствительны к "ветру перемен", а государственная администрация дольше действовала по инерции и оставалась с прежним стилем (пример чему - Сухарева башня, еще совсем нарышкинская). Так или иначе, в центре, в подмосковных усадьбах, а чуть позже - в самой столице ненадолго устанавливается голландский архитектурный вкус.

Первой появилась церковь Николая в усадьбе Троекурово, сооруженная в 1699-1706 гг. по заказу князя И.Б.Троекурова. За ней в подмосковных усадьбах последовали: церковь Рождества Богородицы (1701-1707) в усадьбе Марфино, принадлежавшей воспитателю Петра, князю Б.А.Голицыну, и церковь Николая (1706-1707) в усадьбе Полтево, которой владел адмирал Ф.М.Апраксин. В своей ярославской вотчине - Красном - будущий сенатор Г.А.Племянников строит еще очень нарышкинскую церковь Воскресения (1707), но ее порталы оказываются голландскими. В 1709 г. в усадьбе Ф.М.Ртищева Старо-Никольское возводится церковь Святого Духа. Тот же Ф.М.Апраксин, что строил церковь в Полтеве, возвел в Златоустовском монастыре над гробами предков церковь Благовещения (1710). Несколько позже усадебных храмов строятся церкви в Москве: Ивана Воина на Якиманке (1708-1713), соборы Заиконоспасского (1703-1709) и Варсонофьевского монастырей (1709-1730). Заказчики этих храмов неизвестны, хотя относительно церкви Иоанна Воина существует легенда о царском участии в постройке. Царю приписывают и чертеж церкви Петра и Павла на Новой Басманной (1705-1717), что очень сомнительно.

Царская семья также представлена среди московских заказчиков. Царевич Алексей строит в голландском духе (в угоду отцу?) величественный храм Вознесения за Серпуховскими воротами (1709-1718), а вдова соправителя молодого Петра, царя Ивана Алексеевича, царица Прасковья Федоровна возводит надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря (1713-1714). Некоторые постройки не имеют точной даты: где-то на рубеже XVII-XVIII вв. сооружены верхушка Утичьей башни в Троице-Сергиевом монастыре (вероятно, по заказу самого Петра), новый фасад палат Кирилловых на Берсеневке в Москве и очень близкий к палатам Кирилловых Суконный двор.

Памятников данного стиля немного, всего около двух десятков построек. Но в них русская архитектура впервые пытается освоить ордерные формы комплексно, а не отрывочно, как это было в нарышкинском стиле, еще очень наивном и "самодельном". Это освоение в архитектуре Великого посольства перешло в усвоение, что явствует из наблюдаемого в храмах и палатах этого времени стилистического единства. Впрочем, это единство не абсолютно: внутри очерченной группы можно выделить два способа воспроизведения голландской и, шире, северноевропейской архитектуры.  

далее>>

вверх

 Архив

   
 

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Стиль великого посольства

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна