|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль великого посольства
I-MMI - 29.10.2001
Археологи, которые ведут раскопки древнерусских городов, наталкиваются на слой, переполненный обломками глиняных голландских курительных трубок. Этот слой, датируемый временем около 1700 года, изумляет: кажется, что горожане все скопом предались пороку табакокурения и при этом безоглядно колотили трубками по столам. Это период необычной связи с Голландией. Ни до, ни после "слоя голландских трубок" ничего подобного мы не встретим.
Архитектура классических европейских стилей началась в России со времени Петра I. Говоря об этом, обычно вспоминают Летний дворец, Кунсткамеру, здание Двенадцати коллегий - Петербург. Между тем, в Москве еще до основания Санкт-Петербурга сложился первый в России ордерный, классический стиль, основанный на прямых контактах с Голландией. Этот стиль еще ни разу не был описан, он столь же загадочен и насыщен заимствованиями, как "слой голландских трубок". И археологический слой и московские постройки, в сущности, говорят об одном и том же: об увлеченности чужой культурой и немного наивном пафосе ее открытия.
В конце XVII в. изменения в архитектуре России происходили с удивительной быстротой. Поздняя версия стиля "узорочья" времени царя Федора Алексеевича (1676-1682) сменилась архитектурой нарышкинского стиля, развивавшейся в 1680-1690-е гг. Ничто, кажется, не предвещало начала нового стиля, но длительная поездка царя Петра I в Европу вместе с Великим посольством (1697-1698) резко изменила все направление русской архитектуры.
Кажется, что, возвращаясь, Великое посольство везло с собой несколько возов немного устаревших архитектурных книг, которые могли послужить учебниками для имевших силы изменить своему стилю мастеров "нарышкинского барокко". Но что они привезли - история темная, происхождение нового стиля окутано тайной.
1. Александр Паскуалини (Pasqualini). Башня церкви в Айзелстейне. 1532. Самый ранний пример голландского
маньеризма, в котором впервые применено сочетание кирпичной кладки и деталей из светлого камня
2. Юст Янц (Joost Jansz). Восточная церковь в Амстердаме. 1565-1566. Балюстрады, обелиски и люкарны
станут приметными формами стиля Великого посольства
3. Церковь Николая в Троекурове. 1699-1706. Центрический план, крупные пилястры и овальные окна - все из Голландии
Еще таинственнее то, что новый стиль, который мы предлагаем назвать стилем Великого посольства, развивался не в постройках самого царя и его правительства, а появился сразу в законченных формах в подмосковных усадьбах московской аристократии. Ближайшие сподвижники Петра и более далекие от трона бояре и дворяне были более чувствительны к "ветру перемен", а государственная администрация дольше действовала по инерции и оставалась с прежним стилем (пример чему - Сухарева башня, еще совсем нарышкинская). Так или иначе, в центре, в подмосковных усадьбах, а чуть позже - в самой столице ненадолго устанавливается голландский архитектурный вкус.
Первой появилась церковь Николая в усадьбе Троекурово, сооруженная в 1699-1706 гг. по заказу князя И.Б.Троекурова. За ней в подмосковных усадьбах последовали: церковь Рождества Богородицы (1701-1707) в усадьбе Марфино, принадлежавшей воспитателю Петра, князю Б.А.Голицыну, и церковь Николая (1706-1707) в усадьбе Полтево, которой владел адмирал Ф.М.Апраксин. В своей ярославской вотчине - Красном - будущий сенатор Г.А.Племянников строит еще очень нарышкинскую церковь Воскресения (1707), но ее порталы оказываются голландскими. В 1709 г. в усадьбе Ф.М.Ртищева Старо-Никольское возводится церковь Святого Духа. Тот же Ф.М.Апраксин, что строил церковь в Полтеве, возвел в Златоустовском монастыре над гробами предков церковь Благовещения (1710). Несколько позже усадебных храмов строятся церкви в Москве: Ивана Воина на Якиманке (1708-1713), соборы Заиконоспасского (1703-1709) и Варсонофьевского монастырей (1709-1730). Заказчики этих храмов неизвестны, хотя относительно церкви Иоанна Воина существует легенда о царском участии в постройке. Царю приписывают и чертеж церкви Петра и Павла на Новой Басманной (1705-1717), что очень сомнительно.
Царская семья также представлена среди московских заказчиков. Царевич Алексей строит в голландском духе (в угоду отцу?) величественный храм Вознесения за Серпуховскими воротами (1709-1718), а вдова соправителя молодого Петра, царя Ивана Алексеевича, царица Прасковья Федоровна возводит надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря (1713-1714). Некоторые постройки не имеют точной даты: где-то на рубеже XVII-XVIII вв. сооружены верхушка Утичьей башни в Троице-Сергиевом монастыре (вероятно, по заказу самого Петра), новый фасад палат Кирилловых на Берсеневке в Москве и очень близкий к палатам Кирилловых Суконный двор.
Памятников данного стиля немного, всего около двух десятков построек. Но в них русская архитектура впервые пытается освоить ордерные формы комплексно, а не отрывочно, как это было в нарышкинском стиле, еще очень наивном и "самодельном". Это освоение в архитектуре Великого посольства перешло в усвоение, что явствует из наблюдаемого в храмах и палатах этого времени стилистического единства. Впрочем, это единство не абсолютно: внутри очерченной группы можно выделить два способа воспроизведения голландской и, шире, северноевропейской архитектуры.
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|