|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве
XII-MMIV - 14.11.2004
Собор Крестовоздвиженского монастыря в Москве
(не сохр.). 1701–1726
Последний образец стиля,
показывающий, что он
был прерван на подъеме
Россия в 1686 г. заключила
Вечный мир с Речью Посполитой, объединенным польско-литовским государством.
Кончилось, наконец, время
Андрусовского перемирия,
длившегося с 1667 г. и заключенного первоначально на 13
лет, и две ранее враждебных
страны заключили союз против
Османской империи, в котором
участвовали также Австрия
и Венеция. Этот Вечный мир
стал прямым поводом для
сближения русской культуры
с культурой Польши. Это
сближение началось раньше,
но на протяжении почти всего
XVII столетия оно замедлялось
военными столкновениями
между соперничавшими
соседями. Теперь формальные
ограничения были сняты,
а раздражение против врага
угасло еще за время перемирия.
К тому же контакты облегчались тем, что на польской
территории жило многочисленное православное население,
для Москвы не столь чужое,
как католическая часть
жителей Польши и Литвы. Установившиеся контакты были
односторонними: польская
культура буквально хлынула
в Россию. Это почти мгновенно
сказалось на стиле московской
архитектуры, которая до Вечного мира показывала только
фрагментарные стилевые заимствования с Запада, да и то
не из Польши, а как будто через
ее голову: из немецкой архитектуры рубежа XVI–XVII вв.
Церковь Покрова в Филях. 1690–1693
Церковь Знаменская
(на Шереметевом дворе) в Москве.
Рубеж 1680-х – 1690-х гг.
Как писал современник,
князь Б.И. Куракин,
при царевне Софье «политес
восстановлена была в великом
шляхетстве и других придворных с манеру польского –
и в экипажах, и в домовном
строении, и в уборах, и в столах». Это равнение на польскую
культуру осложнялось несколькими дополнительными
обстоятельствами, «сбивающими» наше восприятие
масштаба польского влияния.
Речь идет о влиянии православной части Речи Посполитой, ее
восточных окраин, где жили
белорусы и украинцы.
Церковь Смоленская в Сафарине.
1691–1694
Церковь Спаса в Уборах. 1694–1697
С одной стороны, еще
в процессе русско-польской
войны середины XVII в.
в Белоруссии, бывшей частью
Литвы, были захвачены многие
ремесленники, прежде всего –
мастера изразцового дела. Эти
изразечники, среди которых
наиболее известной фигурой
был Степан Полубес, принесли
с собой позднеренессансную
стилистику, которую мы можем
наблюдать в изразцах Нового
Иерусалима и Валдайского
Иверского монастыря.
Похожую стилистику могли
перенести из Белоруссии и мастера, делавшие деревянные
иконостасы.
Церковь Покрова (надвратная)
в Новодевичьем монастыре. 1688
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине.
1688–1704
С другой стороны, присоединенная в 1654 г. Украина (ее
левобережная часть) сделалась
обильным источником формальных решений в архитектуре
и живописи, а также своеобразным «полувнешним» очагом
учености, центром которого
была Киево-Могилянская академия. Все эти «православные»
векторы только затемняют
направление основного
заимствования: из Польши.
И белорусы и украинцы были
связаны именно с Польшей,
и их православие, а потом и большая способность к адаптации в России, было лишь
внешней стороной польского
влияния.
Церковь Троицы в Троице-Лыкове.
1690–1695
Церковь Знаменская в Трубине. 1692
Стиль, о котором мы
говорим, возник как будто внезапно: его еще не было при царе
Федоре Алексеевиче (1676–
1682), при котором закладывают только церковь Воскресения
на Пресне, в которой расположение глав по сторонам света
и крестообразный план заставляют предположить украинское
влияние. Стиль определенно
появился во время правления
царевны Софьи Алексеевны
(1682–1689), при которой
возникли памятники, и композиция и декорация которых
говорит сразу о зрелости,
которая пришла как будто
извне. Речь идет о надвратных
храмах Новодевичьего монастыря, а также о колокольне
и трапезной той же обители.
Новодевичий монастырь был
резиденцией царевны Софьи, ее
оплотом, а потому вполне
объяснимо появление здесь
памятников не просто столичного, но даже придворного
качества.
Названные памятники
принадлежат к разным типам:
надвратная церковь Преображения относится к традиционным
бесстолпным пятиглавым
храмам, только необычно
вытянутым вверх и «одетым»
в новую декорацию, трапезная
церковь с известными оговорками принадлежит к тому же
направлению, колокольня
обыгрывает образ Ивана
Великого, и только надвратная
церковь Покрова представляет
собой трехглавую (по-украински – трехбанную) церковь,
в композиции которой можно
видеть украинское влияние.
Такое соотношение традиционного и заимствованного
заставляет внимательнее
присмотреться к составным
частям стиля.
далее>>
|
|
Школа
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
| |
|
| | |
|