приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов
XX-MMVI - 10.03.2007

Б. М. Иофан. Жилой Дом Правительства (ЦИК и СНК СССР). 1927–1931 (совместно с Д. М. Иофаном)

К 1917 г. в архитектурном мире Москвы нельзя было обнаружить почти никакого намека на авангардную архитектуру. На поверхности проявлялись кое-какие рационалистические черты (у А. В. Кузнецова, И. С. Кузнецова и А. Э. Эрихсона), но их чаще всего старались, хоть в небольшой мере, но прикрывать или маскировать неоклассическими деталями. Неоклассический способ проектирования, при котором художественным каркасом здания становился тот или иной ордерный мотив, господствовал практически безраздельно.

А. Ф. Мейснер. Поликлиника Комиссии по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ). 1928–1929

После Февральской и, в большей степени, Октябрьской революции ситуация стала довольно быстро меняться: возникли школы и кружки, где архитектура неклассическая, экспериментальная развивалась бурно и откуда эта новая архитектура довольно скоро начала вырываться на поверхность. Но в первой половине, а особенно в начале, двадцатых годов новый стиль воплощался только в немногочисленных зданиях, вроде выставочного павильона «Махорка» К. Мельникова 1923 г., тогда как неоклассические по стилю здания (или близкие к ним по способу формообразования неорусские) продолжали строиться, как будто «перетекая» из дореволюционного времени в новую эпоху. Москва, ставшая вновь единственной столицей России в начале 1918 г., аккумулировала в своем продолжающемся строительстве те немногие силы, которые имела надорванная гражданской войной страна.

Б. М. Иофан. Комплекс жилых домов на Русаковской улице. 1925

В это время продолжали строить два довольно крупных и представительных здания: выдержанный в изобретенном незадолго до революции каком-то «неонарышкинском» стиле Казанский (Рязанский) вокзал по проекту А. В. Щусева (1913–1926, Комсомольская площадь) и полностью неоклассическую Государственную сберегательную кассу по проекту И. А. Иванова-Шица (1914–1920, Рахмановский пер., 1/24). В этом продолжающемся строительстве мы встречаемся с двумя архитекторами, которые во многом определят лицо советской архитектуры: с переехавшим в Москву А. В. Щусевым (1873–1949), за плечами которого были многочисленные постройки в неорусском стиле на пространствах Российской империи, и москвичом И. А. Ивановым-Шицем (1865– 1937), который до этого проделал путь от модерна к неоклассике и выстроил множество зданий в самой Москве.

С. Е. Чернышов (?). Корпус Химического института. 1918–1920

Новое строительство поначалу тоже было классическим по духу: стоит вспомнить поставленный в 1918 г. на Советской площади обелиск в честь первой годовщины советской конституции, спроектированный Д. Осиповым (снесен в 1945 г.), – он мог бы отмечать любую дату из истории царской России. Знаменательные метаморфозы произошли с очень похожим по стилю монументом в честь 300-летия дома Романовых, поставленным в 1913 г. в Александровском саду: он был чуть «почищен» от царистских эмблем и превращен в памятник революционным мыслителям, имена которых были высечены на гранях обелиска. Все это свидетельствует о первоначальном приятии классики советскими властями.

А. М. Гуржиенко. Дом акционерного общества «Домострой». 1926

Но уже в 1923 г. при проектировании и строительстве Всероссийской сельскохозяйственной выставки проявились новые, специфически революционные тенденции, которые начали размывать неоклассику, приведя даже самых ее стойких последователей к схематизации классических форм или к созданию гибридных образований – полуклассических-полуавангардных. И. В. Жолтовский (1867–1959), успешный московский архитектор неоренессансного направления, составивший генеральный план этой выставки и проекты двух важнейших ее построек, главного павильона и входного корпуса, пошел по новому пути. Оба названных здания были выстроены в духе неоклассики, но в необычной манере: во-первых, последовательный палладианец Жолтовский впервые обратился не к ренессансным прототипам, а к древнеримской архитектуре (главный шестигранный павильон навеян образом шестигранного двора Баальбека, тогда как входной корпус с его двумя арками явно восходил к римским воротам Порта Маджоре), а во-вторых, здания эти превращались в схемы или даже в тени, а, может быть, силуэты классики – они лишены были деталировки и действовали только посредством массы и узнаваемой иконографической схемы.

А. И. Ржепишевский. Жилой дом. 1927

Схематизм и лапидарность классики Жолтовского образца 1923 г. находят объяснение не столько в ограниченных финансовых возможностях, сколько в одном из основных направлений мысли того времени: в размышлениях о начавшемся новом времени. В этом новом времени вроде бы не было места старым формам, в нем нужно было создавать все новое, ранее невиданное, экспериментальное. Вот как об этом в 1925 г. в интервью говорил Константин Мельников, одним из первых начавший движение по экспериментальному пути: «Ко времени Октябрьской революции я уже закончил высшее образование и был весь напичкан классицизмом в духе Палладио. Большевистская революция потрясла не только учреждения, но и умы. Ее влияние не замедлило сказаться и на художественной среде; революция требовала нового образа мыслей и невиданных доселе способов выражения».

далее>>

вверх

 Школа

   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов
   

 Школа - вещь

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
   

 Школа - объект

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Церковь монастыря Сколастика в Субиако – ранняя работа Кваренги
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна