приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов
XX-MMVI - 10.03.2007

И. И. Рерберг. Центральный телеграф. 1925–1927

Тот же Мельников и другие архитекторы, а также искусствоведы того времени в своих отзывах об архитектуре в период Парижской выставки 1925 г., где был выстроен мельниковский павильон СССР, называют классицистический и иной декор «мишурой», «парадными одеждами», «украшательством» и поют гимн «индустриальному стилю». Им, как это ни странно, вторит в 1926 г. критик Г. К. Лукомский, еще недавно так страстно воспевавший неоклассику: «Россия – волнует. Видятся горизонты далекие, новые формы, великое будущее. И как ни красива ратуша в Стокгольме (образец осовремененной неоготики с элементами неоклассики, построена Р. Эстбергом в 1911–1923 гг. – В. С.), но в ней лишь «все в прошлом», в павильоне же СССР… – все ново, свежо, логично, а дорога к будущему открыта – стройте, творите!» Как в этих условиях можно было не поддаться искушению творить новое? Как можно было удержаться в рамках классической традиции, и чем это можно было обосновать? Выясняется, что практически ничем, кроме личной убежденности.

В. М. Маят. Административное здание. Конец 1920-х гг.

Н. В. Гофман-Пылаев. Поликлиника. 1929–1933

Жолтовский в 1923 г. уехал на три года в командировку в Италию, где старательно зарисовывал как соборы и палаццо, так и, в больших количествах, сельские и городские домики. Эта «пролетарская» тема у него восходит к домикам поселка АМО в Москве 1923 г., но потом, кажется, не была востребована. Жолтовский, как видим, покинул поле битвы в очень ответственный момент. Щусев в это время отходит от классицистической архитектуры и создает в 1924–1926 гг. Мавзолей Ленина – здание если и не авангардистское, то, во всяком случае, скорее схематическое, восходящее к первообразам, чем неоклассическое (хотя в нем есть и некая непрямая отсылка к мавзолею в Галикарнассе). В дальнейшем, во второй половине 1920-х гг., Щусев строит в основном стиле конструктивизма, то есть покидает (на время, но тогда это было совсем не ясно) лагерь традиционалистов. Правда, у него в этот период появилось и почти абсолютно стилизованное произведение – Центральный клуб железнодорожников (ЦКЖ, 1928–1929, Комсомольская площадь), примыкающий к наконец достроенному Казанскому вокзалу того же Щусева. В этом странном здании древнерусские формы были сведены к знакам, располагавшимся на фасаде вроде бы современного здания, но в этих знаках и в самом традиционалистском языке таилась личная эклектичность Щусева, способного воспроизводить любой стиль и создавать внутри него свой вариант.

И. А. Фомин. Дом общества «Динамо». 1928–1930

С. Е. Чернышов. Институт В. И. Ленина. 1925–1927

И все же, и в ЦКЖ видна внутренняя потребность к упрощению и схематизации исторических, прецедентных мотивов. Она же в этот период ощущается и у Жолтовского, и у жившего в Петрограде-Ленинграде И. А. Фомина (1872–1936), проектировавшего здания АРКОС для Москвы и Политехнический институт в Иванове в той манере, которая близка к прокламировавшейся им немного позже «пролетарской дорике», и у ученика Фомина, А. И. Гегелло, создавшего в 1924 г. проект для московской конторы общества АРКОСа в близком стиле: с утрированными полуколоннами и «героическим» аттиком, в который вписаны два верхних этажа. Речь, по всей видимости, идет о том, что в условиях всеобщего и безоглядного поиска нового любой традиционалист (и классицист в частности) ищет первоосновы архитектуры: они вечны, неизменяемы и несут всеобщие ценности, а значит, подходят и для революционного пролетариата и его государства.

И. А. Фомин. Здание НКПС. 1929–1934

Старое тогда сводится к схемам (мотив несения, образ пилона-колонны, образ карниза, выражение идей пропорциональности и соподчинения, воплощенная идея симметрии), которые, по реконструируемой мысли этих архитекторов, неотменяемы и вечны. А новое в этом случае выражается как через «очищение» или схематизацию (в результате появляется некоторый привкус архаики, ассоциативно возникающий из-за «первоформ», связываемых с первобытностью, с первыми страницами истории архитектуры), так и через привнесение в классику техницистских деталей и острых композиционных решений (что в конечном счете приводит к влиянию рационалистической новой архитектуры на неоклассические постройки. В результате мы видим два разнонаправленных процесса, сливающихся в одной традиционалистской линии: в одном и том же здании возникает вектор «назад», выражающийся в формульности и (или) очищении классических форм, и вектор «вперед», читающийся в стеклянных поверхностях, угловой композиции и других деталях, пришедших из архитектуры авангарда.

И. В. Жолтовский. Котельная МОГЭС. 1926

Эти привнесенные формы «нового», формы чужого неоклассике стиля свидетельствуют об определенной растерянности мастеров, следующих этому направлению, но, с другой стороны, обнажившийся в ряде построек архаический каркас вечной классики выявляет тот последний рубеж обороны, ту крайнюю степень сжатия пружины, после которой она начинает распрямляться. Больше никаких рубежей архитекторы-неоклассики сдавать не собирались; симметрию, пропорциональность и соподчиненность как основы архитектурного порядка упразднить и отменить они уже не могли. А это значит, что и в 1920-е годы неоклассика оставалась не рудиментом старого, не творчеством усталых профессоров, а лагерем, полюсом архитектуры – не только со своими принципами, но и со своей идеологией, которую очень трудно было поколебать.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов
   

 Школа - вещь

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
   

 Школа - объект

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Церковь монастыря Сколастика в Субиако – ранняя работа Кваренги
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна