|
|
Школа
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина,
Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
XX-MMVI - 10.03.2007

Иван Розмыслов. План Новоспасского монастыря в Москве. 1751
Ранняя стадия русского барокко, связанная с северно-европейским барокко,
сменилась в 1740-х гг. стадией развитого барокко. Переход к этой версии стиля,
наполненной как позднебарочными итальянскими и южно-германскими формами, так и
мотивами рококо, был осуществлен Ф.-Б. Растрелли. Фактически этот мастер
определял все стилевое развитие русской архитектуры 1740-х – 1750-х гг. Он же,
вероятно, создал новую манеру архитектурной графики, гораздо более свободную и
живописную – по сравнению с суховатыми и подчеркнуто графичными чертежами первой
трети XVIII в. Сохранившиеся немногочисленные авторские чертежи Растрелли и
работы его мастерской позволяют с уверенностью говорить об индивидуальной манере
большого архитектора. Следование этой манере было характерно как для учеников и
помощников Растрелли (А. В. Квасова, С. И. Чевакинского), так и для московских
зодчих – Д. В. Ухтомского и В. С. Обухова. Очевидно, на всем пространстве России
господствовала манера, связанная с индивидуальными особенностями графики
Растрелли, но, естественно, упрощенная и обобщенная.

Южный фасад церкви Сергия в Санкт-Петербурге. 1740–1750-е гг.
Если попытаться описать графическую манеру чертежей середины XVIII в. в
целом (мы представляем группу листов из Музея архитектуры, ГНИМА–МУАР), то
необходимо обратить внимание прежде всего на сочетание живописности и
деталировки. Тщательно разработанный чертеж со всевозможными большими и мелкими
формами буквально переполнен информацией, но в пределах самого изображения. Но
линии, очерчивающие все эти формы, уже не отличаются уверенностью и
прямолинейной графичностью (как было в более раннее время), это другие линии,
более тонкие, легкие, порой прихотливые. Эти линии дополнены отмывкой объемов и
теней, а сама поверхность расцвечена то розовым, то желтым, то зеленым цветами,
образующими характерные для эпохи мягкие сочетания. Эти чертежи трудно спутать с
чертежами других эпох, это особый мир, появившийся благодаря энергии и
творческой силе Растрелли, но ставший всеобщим и характерно русским. Следует
отметить, что петербургские чертежи отличаются более четкими линиями и более
ясной компоновкой, тогда как в московских и провинциальных листах заметна
большая свобода и большая живописность, довольно редко переходящая в небрежность.
При этом и строгие петербургские чертежи, и немного размашистые чертежи таких
московских архитекторов, как Ухтомский и Обухов, восходят к Растрелли – просто в
них сказываются больше то одна, то другая сторона графической манеры этого
архитектора.

Проект восстановления колокольни Петропавловского собора в Петербурге. 1750-е
гг.
Петербургские чертежи удивляют своей тщательностью, которая как будто даже
снижает живописную составляющую, примером чего служит лист неизвестного мастера
с изображением южного фасада церкви Сергия в Санкт-Петербурге (РI 726). Еще
больше эта тщательность и маэстрия в исполнении деталей сказались в фрагментарно
сохранившемся листе с проектом восстановления завершения колокольни
Петропавловского собора (РI 717). План и фасад крестообразного пятиглавого храма
(РI 1778, его приписывают Джузеппе Трезини) определенно тоже принадлежит
петербургской школе – и по суховатой манере исполнения, и по характеру
архитектуры.

Проект фасада и плана крестообразного храма. 1740–1750-е гг.

Дмитрий Ухтомский. Листы из альбома чертежей усадьбы Нескучное под Москвой.
1753
Фасад дома, план и фасад беседки, план и фасад флигеля и ограды
далее>>
|
 |
|