приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
XX-MMVI - 10.03.2007

Иван Розмыслов. План Новоспасского монастыря в Москве. 1751

Ранняя стадия русского барокко, связанная с северно-европейским барокко, сменилась в 1740-х гг. стадией развитого барокко. Переход к этой версии стиля, наполненной как позднебарочными итальянскими и южно-германскими формами, так и мотивами рококо, был осуществлен Ф.-Б. Растрелли. Фактически этот мастер определял все стилевое развитие русской архитектуры 1740-х – 1750-х гг. Он же, вероятно, создал новую манеру архитектурной графики, гораздо более свободную и живописную – по сравнению с суховатыми и подчеркнуто графичными чертежами первой трети XVIII в. Сохранившиеся немногочисленные авторские чертежи Растрелли и работы его мастерской позволяют с уверенностью говорить об индивидуальной манере большого архитектора. Следование этой манере было характерно как для учеников и помощников Растрелли (А. В. Квасова, С. И. Чевакинского), так и для московских зодчих – Д. В. Ухтомского и В. С. Обухова. Очевидно, на всем пространстве России господствовала манера, связанная с индивидуальными особенностями графики Растрелли, но, естественно, упрощенная и обобщенная.

Южный фасад церкви Сергия в Санкт-Петербурге. 1740–1750-е гг.

Если попытаться описать графическую манеру чертежей середины XVIII в. в целом (мы представляем группу листов из Музея архитектуры, ГНИМА–МУАР), то необходимо обратить внимание прежде всего на сочетание живописности и деталировки. Тщательно разработанный чертеж со всевозможными большими и мелкими формами буквально переполнен информацией, но в пределах самого изображения. Но линии, очерчивающие все эти формы, уже не отличаются уверенностью и прямолинейной графичностью (как было в более раннее время), это другие линии, более тонкие, легкие, порой прихотливые. Эти линии дополнены отмывкой объемов и теней, а сама поверхность расцвечена то розовым, то желтым, то зеленым цветами, образующими характерные для эпохи мягкие сочетания. Эти чертежи трудно спутать с чертежами других эпох, это особый мир, появившийся благодаря энергии и творческой силе Растрелли, но ставший всеобщим и характерно русским. Следует отметить, что петербургские чертежи отличаются более четкими линиями и более ясной компоновкой, тогда как в московских и провинциальных листах заметна большая свобода и большая живописность, довольно редко переходящая в небрежность. При этом и строгие петербургские чертежи, и немного размашистые чертежи таких московских архитекторов, как Ухтомский и Обухов, восходят к Растрелли – просто в них сказываются больше то одна, то другая сторона графической манеры этого архитектора.

Проект восстановления колокольни Петропавловского собора в Петербурге. 1750-е гг.

Петербургские чертежи удивляют своей тщательностью, которая как будто даже снижает живописную составляющую, примером чего служит лист неизвестного мастера с изображением южного фасада церкви Сергия в Санкт-Петербурге (РI 726). Еще больше эта тщательность и маэстрия в исполнении деталей сказались в фрагментарно сохранившемся листе с проектом восстановления завершения колокольни Петропавловского собора (РI 717). План и фасад крестообразного пятиглавого храма (РI 1778, его приписывают Джузеппе Трезини) определенно тоже принадлежит петербургской школе – и по суховатой манере исполнения, и по характеру архитектуры.

Проект фасада и плана крестообразного храма. 1740–1750-е гг.

Дмитрий Ухтомский. Листы из альбома чертежей усадьбы Нескучное под Москвой. 1753
Фасад дома, план и фасад беседки, план и фасад флигеля и ограды

далее>>

вверх

 Школа

   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов
   

 Школа - вещь

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
   

 Школа - объект

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Церковь монастыря Сколастика в Субиако – ранняя работа Кваренги
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна