приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
XX-MMVI - 10.03.2007

Проект фасада палат в Москве (?) с партером перед ними. 1740–1750-е гг.

В московских чертежах видно стремление архитекторов приблизиться к личной манере Растрелли и использовать все известные приемы отделки графических листов – и раскраску, и отмывку, и сложные барочные картуши, и «обманки» с как будто отбрасывающими тень булавками и с ложными «рельефными» накладками одного листа на другой (с разрывами и загибами) – в пределах поверхности одного листа. Особенно хорошо видна эта высокая манера в графике архитектора князя Дмитрия Ухтомского – в созданном им альбоме с проектами построек подмосковной усадьбы Трубецкого Нескучное. В публикуемых листах заметна способность зодчего работать в разных манерах: в фасаде главного дома обращает на себя внимание прежде всего деталировка в сочетании с живописностью целого (РI 178/9), тогда как в проекте беседки (РI 178/21) видна уже типично барочная игра с обманками в сочетании с намеренно прихотливыми линиями графики и мягкой раскраской. В некоторых планах, совмещенных с фасадами (PI 178/13), мастер достигает практически живописного эффекта – это уже столько же чертеж, сколько ведута.

Василий Обухов. Проект фасада ризницы Большого собора Донского монастыря в Москве. 1748

Отдельные стороны, проявившиеся в комплексе в альбоме Ухтомского, можно найти в других московских чертежах, но в каждом отдельном случае будет преобладать только одна особенность, одна сторона: вместе они почти не встречаются. Живописность в сочетании с деталировкой видны в листе 1748 г. архитектора Василия Обухова с проектом фасада ризницы собора Донского монастыря в Москве (РI 1132). В чертеже неизвестного архитектора с проектом фасада барочных палат и планом части партера перед ними (РI 2792) удивляет по-московски упрощенная версия растреллиевского барокко, изображенная искушенным в графических ухищрениях мастером. План регулярного парка с помещенными на полях фасадиками ограды, беседок и ворот (РI 2081) является такой же «обманкой», как и некоторые листы из альбома Ухтомского (не его ли это работа?). А подробный план московского Новоспасского монастыря с окрестностями, выполненный в 1751 г. архитектором Иваном Розмысловым, поражает ювелирным исполнением, тонкими градациями раскрасок и «обманками» в обрамлениях надписей и масштабной линейки – это и архитектурная графика (план монастыря), и геодезический план, и серьезный документ (экспликация), и развлечение (плат с заглавием, загнутые углы подписи, «мраморная» рамка и фон масштабной линейки).

План регулярного парка с фасадами беседок, ворот и ограды. 1740–1750-е гг.

Конечно, не все чертежи развитого барокко были выполнены с такой же тщательностью и на таком же высоком художественном уровне. Ученики больших мастеров и провинциальные самоучки упрощали большой стиль и изысканные формы графики. В результате появлялись такие наивные по исполнению «деловые» чертежи, как план и фасад дома в подмосковной усадьбе Коньково, выполненный в 1766 г. и снабженный подробнейшей экспликацией (РI 377). Впечатление застылости и даже некоторой беспомощности (в пропорциях) дает лист с планом и южным фасадом неизвестной церкви, скорее всего подмосковной, усадебной (РI 414). Но эти понятные упущения и упрощения есть в каждом стиле, в каждую эпоху. В лучших же чертежах развитого барокко видна изощренная графическая система, направленная на максимальную информативность в сочетании с максимальной зрелищностью. Вероятно, и того и другого требовала сама природа барокко, вступившего в России в середине XVIII в. в высшую стадию своего развития.

Планы и фасад дома в усадьбе Коньково под Москвой. 1766

План и южный фасад неизвестного храма. 1740-1750-е гг.

<<вернуться

вверх

 Школа

   
10.03.2007 - XX-MMVI
Владимир Седов
Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов
   

 Школа - вещь

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Чертежи развитого барокко
   

 Школа - объект

   
10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Церковь монастыря Сколастика в Субиако – ранняя работа Кваренги
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна