|
|
Школа
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве
XIV-MMV - 31.08.2005
Н.И. Чичагов
Казармы в Кремле,
перестроенные из старого
здания Оружейной
палаты. 1852 (не сохр.)
Фото 1880-х гг. из Музея
архитектуры
Эклектика проникла в Москву еще в 1830-е годы, причем
сразу в виде проектов и зданий в русско-византийском,
неоренессансном и неоготическом стилях. Но эклектические
формы еще долгое время не
могли полностью заглушить
формы позднего классицизма,
которые в Москве оказались
необычайно живучими. Однако
поток эклектических форм
со временем все усиливался,
так что к концу царствования Николая I (1825–1855)
московская архитектура
уже была преимущественно
эклектической. Если эклектика не была единым стилем,
то стили внутри эклектики
(неостили – по немецкой терминологии) были достаточно
обособленными и законченными явлениями. Они, как
всякие явления в развитии,
имели свое начало, расцвет
и упадок, но в определенные и достаточно длительные
периоды их вполне можно
рассматривать как явления
неизменные. Можно прослеживать историю русского стиля,
историю неоготики, историю стиля неогрек, а можно
обратиться к истории неоренессансного стиля в Москве.
А.К. Кавос
Большой театр
(перестройка)
1855–1856
А.В. Булгарин
Особняк Чертковых
Мясницкая, 7
1859−1863
В Москве стиль неоренессанс можно разделить на три
периода, которые связываются
с царствованиями Николая I,
Александра II (1855–1881)
и Александра III (1881–1894),
но не совпадают с ними, продолжаясь в последующем
царствовании и начинаясь,
соответственно, не с самого
восшествия на престол очередного монарха. Из-за этого мы
предлагаем делить неоренессанс не по царствованиям, а по
методу, определявшему способ
компоновки заимствованных
форм. Можно говорить об ученическом (или романтическом)
периоде, в основном совпадающем с царствованием Николая
I и заходящем в 1860-е гг.,
об археологическом, ученом
периоде (1870–1880-е гг.)
и, наконец, о синтетическом
(или артистическом) периоде, продолжавшемся около
15 лет – с конца 1880-х гг. по
начало XX века.
Н.И. Козловский
Жилой дом. Воздвиженка, 18
1850-е гг.
Н.И. Козловский
Дом Секретарева
Пречистенский б-р, 5/2
1852
В первый, ученический
период только Н.И. Козловский (1791–1878) и М.
Д. Быковский (1801–1885)
представляли местную школу,
тогда как другие московские
архитекторы или продолжали
позднеклассическую линию
или просто были заслонены
командированными сюда
петербуржцами (К.А. Тон,
Н.Л. Бенуа, А.К. Кавос,
И.Д. Черник), приносившими
в уже чуть провинциальную вторую столицу формы
большого и по-настоящему столичного стиля. Начало было
положено все же москвичом
Быковским, который спроектировал и построил купеческую
биржу на Ильинке (1835–1839,
впоследствии перестроена
А.С. Каминским), здание еще
не совсем неоренессансное
(здесь преобладают формы
позднего классицизма). Затем
К.А. Тон, приближенный
к императору петербуржец,
выстроил Петербургский
вокзал Николаевской железной дороги на Каланчевской
площади (1844–1851), а рядом
с ним – Таможню (1844–1852).
Если Таможня еще достаточно
скромна и классицистична,
то вокзал представляет собой
опыт работы с образом монументального дворца или
ратуши в итальянском городе,
но этот образ передан с фантастической симметрией
и регулярностью фасадов
и дополнен очень условными
деталями, долженствовавшими только «напомнить»
о ренессансе, а не цитировать
его напрямую. Примерно в том
же ключе решен построенный
Козловским дом Секретарева
на Пречистенском бульваре
(1852) – пример романтического, свободного и даже
нарочитого творчества на
ренессансные темы.
Черник И.Д.
Кокоревское подворье
Софийская наб., 34
1860-е гг.
А.С. Никитин
Теплые ряды на Ильинке, 3
1864–1870
В постройках Москвы
пятидесятых–шестидесятых
годов господствует условный
и весьма ограниченный набор
ренессансных форм, которые позволяют декорировать
«в стиле» здания разных размеров и разного назначения:
и Станцию почтовых карет при
Почтамте (1855–1858, вероятнее всего, авторами были
А.К. Кузнецов и А.К. Кавос,
достраивавшие в это время
московский Почтамт; А.К. Кавос в 1843–1845 гг. построил
в Петербурге на Мойке Отделение почтовых карет),
и Теплые ряды на Ильинке
(А.С. Никитин. 1864–1870),
и Кокоревское подворье
(гостиницу) на Софийской
набережной (И.Д. Черник.
1860-е гг.). Тот же условный
характер имеет и декорация
Большого театра, которую он
получил в результате больших
работ после пожара, проведенных по проекту А.К. Кавоса
(1855–1856). В набор форм
входит поэтажный пилястровый ордер, квадровый
руст с неглубокими швами,
узкие, но сложно профилированные карнизы, а также
почти неизменные «брамантовы окна» – арочные оконные
проемы, заключенные в прямоугольную раму наличника.
далее>>
|
|
Школа
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
| |
|
| | |
|