приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Сергей Клименко
Бурхард Миних. Проект защиты Петербурга от наводнений. 1727 год
XXIV-MMVIII - 31.01.2009

План Петербурга с проектом размещения гидротехнических сооружений. Фрагмент

Этот малоизвестный проект фельдмаршала и одновременно военного инженера Бурхарда Христофа фон Миниха (1683–1767) никогда целиком не публиковался. Нескольких упоминаний и публикации плохого качества удостоился помещаемый здесь план Петербурга, а ко второй части проекта, не менее интересной – альбому, включающему описание замысла Миниха и детальные чертежи некоторых гидротехнических сооружений, – исследователи еще никогда не обращались1. Удивительно, но этот проект 1727 года, по существу, выпал из архитектурной истории Петербурга, что отчасти можно объяснить специфическим назначением документа, полное название которого звучит так: «Проект, каким образом город Санкт Петербурх как наискорейшее и наибеспечнейше противо розливания воды укрыть возможно».

Конструкции набережных Невы

Б. Миних имел образование инженера, много работал в области фортификации и гидравлики. В этом качестве до 1721 г. он служил в разных армиях Западной Европы. Затем перешел на русскую службу, возглавив по указу Петра I строительство Ладожского канала, соединившего Волхов с Невой, руководил созданием шлюза на реке Тосна и других гидротехнических сооружений в окрестностях Петербурга и на Балтийском побережье. Его стремительный взлет произошел при императрице Анне Иоанновне, в том числе благодаря ряду одержанных им военных побед. Однако в русской истории найдется мало деятелей, чья личность оценивалась бы столь же противоречиво, как фигура Миниха. При этом его роль в военной и политической истории России, воспринимаемая даже сегодня, как правило, негативно, заслоняет его деятельность как инженера, изученную еще совершенно недостаточно. Упоминания в документах того времени о его многочисленных инженерных замыслах дают основания полагать, что проект защиты Петербурга от наводнений был далеко не единственным в ряду других подобных работ фельдмаршала.

Конструкции набережных «малых рек»

Обстоятельства создания документа 1727 года пока не совсем ясны. Можно лишь сказать, что представленный в нем чертеж Петербурга – первый значительный план города, появившийся после кончины в 1725 году императора Петра I. Это тем более примечательно, что вплоть до вступления на престол императрицы Анны Иоанновны город находился в запустении, почти все более или менее крупное строительство было приостановлено. Исключением, в частности, было продолжавшееся возведение каменных укреплений Петропавловской крепости, возглавляемое сначала Д. Трезини, а с 1727 года также и Б. Минихом, ставшим в этом году обер-директором над фортификациями Российской империи. Крепость, как и некоторые другие части города, часто подвергалась подтоплению во время разлива Невы. Вполне вероятно, что известные попытки ее защиты от воды подвигли Б. Миниха к решению данной проблемы в масштабах всего города.

Проект берегового щита с затворами

Представленный в проекте 1727 г. план раскрашен акварелью. Красным цветом акцентированы кварталы застройки, наиболее крупные сооружения и ансамбли. В правом верхнем углу помещена экспликация с обозначением гидротехнических сооружений, предложенных Б. Минихом для защиты города от наводнений. Имен автора или исполнителей на листе не указано (далее будем условно называть его планом Миниха). Примечательно, что чертеж ориентирован так же, как планы Петербурга Р. Оттенса (1718, гравирован в 1725–1729 гг.) и И. Б. Хоманна (1721–1723), созданные на несколько лет раньше. Во многом близок к ним данный лист и по характеру планировки, только на нем застройка показана обобщенно, а на более ранних листах подробно изображена внутриквартальная застройка. Это дает основание предположить, что именно планы Р. Оттенса и И. Б. Хоманна и послужили для него основой. Исследователи, изучавшие чертежи Петербурга петровского времени отмечали, что большинство из них совмещают реальную и проектную планировку. В этом отношении наш план также не является исключением.

План Петербурга с проектом размещения гидротехнических сооружений

Так, у Б. Миниха Васильевский остров представлен в том виде, как его еще в 1716 г. спроектировал архитектор Д. Трезини. Вероятно, именно этот вариант планировки, утвержденный еще Петром I, продолжал действовать и во второй половине 1720-х годов. Главной его идеей, как известно, была сеть каналов, прорезавшая весь остров, от которой впоследствии отказались. Планировка Петропавловской крепости с кронверком и Городового (Петербургского) острова близка к действительно существовавшей в 1727 году: отчетливо видны площадь со стоявшим на ней Троицким собором, Гостиный двор и некоторые другие здания. Интересны также изображения полуразрушенной крепости Ниеншанц у устья реки Охты и ансамбля Александро-Невского монастыря на берегу Невы. На фоне перечисленных сооружений наиболее загадочно на плане Б. Миниха выглядит планировка Адмиралтейского острова. Если стоящий на берегу Невы комплекс Адмиралтейства близок его изображениям на планах Р. Оттенса и И. Б. Хоманна, то окружающая его застройка заметно отличается. Отличие состоит в том, что планировка этого района на чертеже Миниха имеет регулярный характер (на более ранних планах она была хаотичной). Объяснение этому надо искать в документах, которые сохранили сведения об урегулировании этого района в первой половине 1720-х годов. Никаких чертежей до нас не дошло, однако известно, что эти работы проводились по проектам Н. Ф. Гербеля, занимавшего с 1719 г. должность архитектора при Полицмейстерской канцелярии. В том же году появился петровский указ об урегулировании хаотичной застройки на Адмиралтейском острове, который, судя по всему, довольно твердо проводился в жизнь: в 1720 г. многие дома, выступавшие за «линею» (за красную линию), были сломаны. Проект Н. Ф. Гербеля предусматривал создание пяти улиц-лучей, ориентированных на башню Адмиралтейства. Это помимо хорошо известных трех лучей – Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского – еще два: современные Галерная и Миллионная улицы, к западу и востоку от Адмиралтейства соответственно. Это собственно мы и видим на плане Б. Миниха. Такая четкая система лучей, направленных на башню Адмиралтейства, не встречалась ни на одном из известных планов Петербурга петровского времени. Пожалуй, только на плане Ф. Койета 1722 г. показана многолучевая система, но, по мнению некоторых историков архитектуры, она являлась проектной, и к тому же не имела такого ясного характера, как на плане Б. Миниха. Более или менее четко всегда обозначалось лишь направление Большой перспективы – будущего Невского проспекта. И только на плане 1727 года впервые отчетливо показаны три луча, причем доходящие прямо до башни Адмиралтейства. Можно с большой долей уверенности предположить, что показанная на чертеже планировка острова является достоверным изображением замысла Н.Ф. Гербеля (возможно, она не была полностью осуществлена) и, видимо, именно его следует считать автором этого ключевого для Петербурга планировочного приема.

Шлюз для каналов и «малых рек»

Собственно инженерный проект Б. Миниха впервые в истории Петербурга предлагал решение проблемы защиты от наводнений в масштабах всего города. Большие острова – Васильевский, Городовой (Петербургский), Адмиралтейский (вплоть до Фонтанки) – предполагалось окружить дамбами, создать систему плотин для регулирования уровня воды. Интересно, что Васильевский остров еще на чертеже Д. Трезини по всему периметру был охвачен системой дамб, однако Б. Миних предложил со стороны моря отступить на 300 саженей (около 640 м) вглубь острова, с тем чтобы оставшаяся полоса леса вдоль берега могла служить дополнительной защитой.

Свои предложения инженер изложил в пространном тексте, помещенном в специальный альбом, туда же были помещены чертежи отдельных сооружений. Текст включает 48 пунктов и подписан Б. Минихом. Здесь детально изложены причины («главнейшие обстоятельства») создания проекта, «затруднения», связанные с его осуществлением, далее идет пространное, сопровождаемое чертежами, описание собственно проекта, включая все технические подробности. Эти чертежи, прежде никогда не публиковавшиеся, выполнены в хорошей графической манере (возможно, самим Минихом – известны созданные им чертежи для Петропавловской крепости, свидетельствующие о довольно основательных знаниях в архитектуре) и весьма наглядно передают конструктивные особенности всех инженерных сооружений. Особенно интересны разрезы набережных Невы, Мойки и Фонтанки с фрагментами выходящих на них домов. Был учтен максимальный в то время уровень воды при наводнении, что позволило бы сохранить от затопления нижние этажи зданий. Предложенная Б. Минихом конструкция набережных представляла собой систему деревянных свай. Устроенная сверху проезжая часть была существенно поднята по сравнению с естественным уровнем берегов. Как можно судить по общему плану города, намеченные новые линии набережных, являвшихся одновременно и дамбами, имели регулярный характер, что предполагало спрямление берегов рек, особенно Мойки и Фонтанки. В последнем случае предложение по урегулированию берегов рек могло оказать влияние на деятельность П. М. Еропкина – архитектора созданной уже в середине 1730-х годов Комиссии о Санкт-Петербургском строении, создававшего новые планы практически для всех частей города.

Несмотря на то что замысел Б. Миниха так и не получил осуществления, он отражает основательную европейскую школу автора, перенесенную им на русскую почву, и совершенно иначе раскрывает его деятельность как инженера. Его проект 1727 года, требующий, конечно, дальнейшего внимательного изучения, следует рассматривать как важнейший документ градостроительного развития Петербурга послепетровского времени.

1 Проект хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки РАН, РII Б №48.

Литература:
Петров П.Н. История Санкт-Петербурга. СПб., 1885. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. Л., 1957. Иогансен М.В. Работы Доменико Трезини по планировке и застройке Стрелки Васильевского острова в Петербурге // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1973. С. 45–55. Базарова Т.А. Планы петровского Петербурга: Источниковедческое исследование. СПб., 2003.

вверх

 Школа - Вещь

   
31.01.2009 - XXIV-MMVIII
Сергей Клименко
Бурхард Миних. Проект защиты Петербурга от наводнений. 1727 год
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна