приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Стиль неогрек в Москве
II-MMI - 16.12.2001


А.С. Каминский. Особняк князя Шаховского. 1868

Есть стили, известные всем, и описывать их заново сложно. Но есть и другие стилевые направления, которые как-то выпали из поля зрения, то ли в силу их сложности или маргинальности, то ли в результате долгого эстетического неприятия результатов их существования. Для их описания нужно продираться через гору пустого материала (что не приятно) и расставлять акценты самому, выделяя момент зарождения формы и период ее увядания, а также самому измерять вершины (что, наоборот, воодушевляет). Именно такой вариант представляет собой стиль неогрек. Исходные данные довольно определенны. Европейский классицизм (неоклассицизм - по европейской терминологии) XVIII - начала XIX вв. стремился к воображаемым изначальным греческим формам, очищаясь постепенно от всех наслоений - барочных, ренессансных, римских. 


А.С. Каминский. Биржа. 1873

Но реальная древнегреческая архитектура была то ли невоспроизводима в принципе, то ли недостижима, и даже стиль ампир, поздний вариант которого Пьетро Гонзага называл "новой греческой манерой", был очень далек от Греции. Ампир, как известно, был в 1830-1840-е годы замещен эклектикой, в которой все стили были равны и поддавались смешению. Казалось бы, мечта о Греции умерла. Но внутри эклектики зародился новый, сугубо археологический подход к греческой античности: теперь архитектура Греции воспроизводилась с ученой точностью и обстоятельностью. 


А.И. Резанов. Особняк К.С. Попова.
1876-1879

Архитекторов этого направления было немного, примерно по одному в каждой стране. Во Франции это был Анри Лабруст (Henri Labrouste, 1801-1875), архитектуру которого и назвали неогрек, то есть новогреческой. В Баварии это был Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784-1864), который выстроил дорическую Валгаллу, а России подарил заказанный императором Николаем I Новый Эрмитаж (1839-1852). В Пруссии, в Берлине работал Мартин Гропиус (Martin Gropius, 1824-1880), создавший несколько вилл и крупных общественных зданий. В Шотландии, в Глазго, долгое время царствовал Александр Томпсон (Alexander Thompson "Greek", 1817-1875), которого называли за его пристрастия "греком Томпсоном". В самой Греции датчане Кристиан и Теофил Хансены (Christian von Hansen, 1802-1883; Theophil von Hansen, 1813-1891) выстроили несколько монументальных зданий в неогреческом стиле. Теофил Хансен выстроил также несколько подобных по стилю сооружений в Вене.

далее>>

вверх

 Архив

   
 

16.12.2001 II-MMI
Владимир Седов
Стиль неогрек в Москве

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна