|
|
Школа
Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004
Григорьев А. Г.
Проект фасада жилого дома с
дорическими колоннадами. 1820-е гг.
ГНИМА
Во время пожара 1812 года
Москва, конечно, полностью не
сгорела: часть зданий уцелела,
многие постройки сохранились
в виде «коробок». Но старый
город, в жилой застройке которого доминировали образцы
французского классицизма
и палладианской неоклассики,
город Баженова и Казакова
исчез. Отдельные дворцы
и особняки уже не «держали»
улиц. Началось новое строительство, сначала деревянное,
а потом уже и каменное, многие
«коробки» получили новый
декор. Получилась послепожарная Москва, в облике которой
господствовал стиль ампир
(Empire), то есть стиль империи, родившийся в начале
XIX в. при дворе императора
Наполеона Бонапарта. Замкнулся некий круг, и сгоревший
во время наполеоновского
нашествия город обрел облик
в стиле, названном от империи
Наполеона.
Д. Жилярди. Московский Университет
1817-1819
Д. Жилярди (?). Английский клуб
1810-е гг.
Однако здания, которыми
наполнилась Москва, совсем
не похожи на творения Персье
и Фонтена или Шальгрена, главных архитекторов наполеоновского времени. Это какой-то
особый, московский стиль, не
находящий прямых аналогий
и в архитектуре александровского ампира в Петербурге. Мало того, этот московский ампир
не имел абсолютного влияния
на архитектуру провинции, как
это было с предшествующими
московскими стилями. Москва
влияла, конечно, на архитектуру некоторых подмосковных
усадеб, а также мелких
(Подольск, Коломна, Верея)
и даже некоторых крупных
городов (например – Калуга), но
в большинстве русских городов
мы встретим или влияние
петербургских архитекторов,
или некий обобщенный ампир,
напрямую с Москвой не
связанный.
Дом Тургеневой на Остоженке
1810 – 1820-е гг.
Университетская типография на
Страстном бульваре. 1816–1817
Московский ампир можно
описать на примере старого
здания Университета, первоначально сооруженного Казаковым во французском стиле.
Фасады Университета после
1812 г. не были восстановлены в
прежнем виде: в 1817–1819 гг.
по проекту Доменико Жилярди
им была придана новая декорация. Дворцовое по своему характеру здание сохранило П-образную композицию, скругленные углы, этажность. Но
главным в построении фасада
стал теперь дорический восьмиколонный портик с метопотриглифным фризом в антаблементе и пологим треугольным
фронтоном, наложенным на
аттик. Все остальные формы
тоже «греческие»: стены
обработаны так, что первый
этаж решен как рустованный
цоколь, «квадры» которого
дополнены декоративными
клинчатыми перемычками
над окнами, часть окон имеет
подоконные доски на консолях,
а в промежутках между вторым
и третьим этажами оси поддержаны рельефными розетками
или щитами. В ризалитах
средние окна подчеркивают
эдикулы, а верх стен заканчивает сильно вынесенный карниз
с гладкой полосой фриза
под ним. Все это сдержанное
декоративное убранство указывает на Грецию, говорит о Греции и воспроизводит Грецию,
пусть несколько условную.
Но при этом греческими источниками Жилярди не ограничивается: эхины колонн в портике
украшены иониками, что
является признаком римско-дорического ордера, а окна в
портике сделаны арочными, что
тоже для Греции не характерно,
а «тянет» к Риму.
Д. Жилярди. Екатерининский
институт. 1818–1820-е гг.
Покровские казармы. 1820-е гг.
В Университете мы видим
такое же увлечение дорикой,
какое было в раннем Александровском классицизме (или
ампире) в Санкт-Петербурге, то
есть у Захарова в Адмиралтействе (1806–1823) и у Воронихина в Горном институте (1806–1808). Но характер деталей в
названных довоенных
петербургских постройках и у
Жилярди разный: у Захарова
есть горизонтальные сандрики
над окнами (чего у Жилярди и в
Москве вообще никогда не
встречается) и нет полосы фриза, а у Воронихина дорика более
«романтическая», то есть намного более суровая и серьезная,
а кроме того, стены по сторонам
портика обработаны горизонтальным рустом до верха, что
тоже невозможно у Жилярди.
Д. Жилярди. Флигель усадьбы
Луниных. 1818–1823
О. Бове. Первая Градская больница
1828–1833
Если с Петербургом у
крупнейшего здания Жилярди
нет близких параллелей, то
откуда же этот стиль, откуда
эта манера? Александровский
ампир в лице Захарова, Воронихина и Тома де Томона весь
основан, как известно, на архитектуре французской, на ампире Наполеона. То есть это и есть
ампир в чистом виде. А вот ампирная манера Жилярди происходит из других источников.
Д. Жилярди. Усадьба «Высокие горы»
1829-1831
Дом на Большой Полянке. 1820-е гг.
Доменико Жилярди (1788
–1845), сын работавшего
в Москве в 1796–1817 гг. Ивана
Жилярди (1757–1819), архитектора из Лугано, архитектуру
узнал в Милане, в Академии
искусств, где учился в 1804–1806 гг. После длительного
путешествия по Италии (1806–1810) Жилярди вернулся в Россию, в Москву, где перед самым
наполеоновским нашествием
был назначен помощником отца
(1811). Таким образом, сразу
после пожара 1812 г. он приступил к работе по восстановлению
Москвы и придания ей облика
в новом стиле.
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|