|
|
Школа
Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004

Дом Щепочкиной в Спасопесковском переулке. 1820
Дом на Большой Ордынке. 1820-е гг.
Этот новый стиль он почерпнул в Италии, в Милане, где в
период его обучения развивался
особый вариант ампира, хотя и
связанный идейно и формально с Францией, но достаточно
независимый по источникам и
набору приемов. В Милане в это
время архитектор Луиджи
Каньола (Cagnola) создал монументальные Тичинские ворота
(1801–1814), а архитектор
Антонио Антолини (Antolini)
спроектировал величественный
Форум Бонапарта (1800), большинство форм которого находят
прямые аналогии в постройках
Жилярди. Кроме миланских
ученических впечатлений Жилярди мог почерпнуть отдельные формы из архитектуры
других городов. Можно назвать
еще ряд построек, в которых
общий строй напоминает здания, появившиеся в Москве в
период с 1813 по 1833 год, когда
в ней работал Д. Жилярди:
виллу Поджо Империале близ
Флоренции (1806, Паскуале
Поччанти), театр Сан-Карло
в Неаполе (1810–1811, Антонио
Никколини) и церковь-мавзолей в Поссаньо, построенную
скульптором Антонио Кановой
в сотрудничестве с венецианским архитектором Джованни
Сельва (1819–1833).

Д. Жилярди. Опекунский совет 1823–1826
Дом Рахманова на Гончарной улице 1816–1823
Итальянское и, в частности, миланское происхождение
ампира Жилярди (и всего
московского ампира) можно
«проверить» следующим
образом: если найти других
работавших в России архитекторов, учившихся примерно
в то же время в Италии, то их
архитектура должна быть хотя
бы отчасти похожа не на французский по происхождению
ампир Петербурга, а на итальянский ампир Жилярди в Москве. И действительно, несмотря
на индивидуальную манеру,
схожие формы наблюдаются
у В. П. Стасова, учившегося
и во Франции (1802–1804), но
гораздо больше пробывшего в
Италии (1804–1808) и в то же
время, что и Жилярди: стоит
вспомнить Манеж и Оранжерею
в Царском Селе или Провиантские склады в Москве. Есть
похожий «набор» и у Д. Висконти, происходившего из того же
Тичино, что и Жилярди, и
учившегося, видимо, в Милане
(костел св. Станислава в
Петербурге).

Боковой портик дома Хрущевых (Селезневых) на Пречистенке. 1814 (?)
Дом Лопухина (Станицкой) на Пречистенке. 1817–1822
Формы итальянского ампира Жилярди ввел не только
в свои постройки: его стиль подхватил его ученик А. Г. Григорьев (1782–1868), соорудивший
множество зданий в стиле,
иногда практически неотличимом от сооружений учителя; тот
же стиль показывают здания
еще одного ученика Жилярди,
А. С. Кутепова (1781–1855).
Рядом с Доменико Жилярди
работал его двоюродный брат
Александр (1806–1871), полностью зависевший от него в стилевом отношении.

А. Григорьев. Дом усадьбы Ершово 1820-е гг.
Д. Жилярди. Флигель Конного двора в Кузьминках (Влахернском). 1819
Абсолютно в русле той же
традиции оказываются в 1820-е
– начале 1830-х гг. и другие московские архитекторы второго
ряда: Ф. М. Шестаков (1787–1836) и Е. Д. Тюрин (1792–1870).

Д. Жилярди. Ремесленное заведение (Слободской дворец). 1827–1832
Дом Хрущевых (Селезневых) на Пречистенке. 1814 (?)
Несколько особняком
стоит А. Витберг (1787 – 1855),
который, впрочем, больше
занимался проектированием
гигантского Храма Христа Спасителя и на стилевую ситуацию
в городе не влиял. Было еще
несколько «имплантантов» из
петербургской архитектуры: по
проекту О. Монферрана возвели
Манеж (1817), затем несколько
измененный по проекту
О. И. Бове, по проекту А. Михайлова (1821) – Большой
театр, также выполненный с
некоторыми изменениями Бове,
а по проекту В. П. Стасова
Ф. М. Шестаков построил Провиантские склады (1829 –1831).
Но эти здания существенно не
влияли на стиль Москвы, основанный на формах итальянского ампира, принесенного
Жилярди.
<<вернуться
далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|