приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004

 

Дом Щепочкиной в Спасопесковском переулке. 1820
Дом на Большой Ордынке. 1820-е гг.

Этот новый стиль он почерпнул в Италии, в Милане, где в период его обучения развивался особый вариант ампира, хотя и связанный идейно и формально с Францией, но достаточно независимый по источникам и набору приемов. В Милане в это время архитектор Луиджи Каньола (Cagnola) создал монументальные Тичинские ворота (1801–1814), а архитектор Антонио Антолини (Antolini) спроектировал величественный Форум Бонапарта (1800), большинство форм которого находят прямые аналогии в постройках Жилярди. Кроме миланских ученических впечатлений Жилярди мог почерпнуть отдельные формы из архитектуры других городов. Можно назвать еще ряд построек, в которых общий строй напоминает здания, появившиеся в Москве в период с 1813 по 1833 год, когда в ней работал Д. Жилярди: виллу Поджо Империале близ Флоренции (1806, Паскуале Поччанти), театр Сан-Карло в Неаполе (1810–1811, Антонио Никколини) и церковь-мавзолей в Поссаньо, построенную скульптором Антонио Кановой в сотрудничестве с венецианским архитектором Джованни Сельва (1819–1833).

Д. Жилярди. Опекунский совет 1823–1826
Дом Рахманова на Гончарной улице 1816–1823

Итальянское и, в частности, миланское происхождение ампира Жилярди (и всего московского ампира) можно «проверить» следующим образом: если найти других работавших в России архитекторов, учившихся примерно в то же время в Италии, то их архитектура должна быть хотя бы отчасти похожа не на французский по происхождению ампир Петербурга, а на итальянский ампир Жилярди в Москве. И действительно, несмотря на индивидуальную манеру, схожие формы наблюдаются у В. П. Стасова, учившегося и во Франции (1802–1804), но гораздо больше пробывшего в Италии (1804–1808) и в то же время, что и Жилярди: стоит вспомнить Манеж и Оранжерею в Царском Селе или Провиантские склады в Москве. Есть похожий «набор» и у Д. Висконти, происходившего из того же Тичино, что и Жилярди, и учившегося, видимо, в Милане (костел св. Станислава в Петербурге).

Боковой портик дома Хрущевых (Селезневых) на Пречистенке. 1814 (?)
Дом Лопухина (Станицкой) на Пречистенке. 1817–1822

Формы итальянского ампира Жилярди ввел не только в свои постройки: его стиль подхватил его ученик А. Г. Григорьев (1782–1868), соорудивший множество зданий в стиле, иногда практически неотличимом от сооружений учителя; тот же стиль показывают здания еще одного ученика Жилярди, А. С. Кутепова (1781–1855). Рядом с Доменико Жилярди работал его двоюродный брат Александр (1806–1871), полностью зависевший от него в стилевом отношении.

А. Григорьев. Дом усадьбы Ершово 1820-е гг.
Д. Жилярди. Флигель Конного двора в Кузьминках (Влахернском). 1819

Абсолютно в русле той же традиции оказываются в 1820-е – начале 1830-х гг. и другие московские архитекторы второго ряда: Ф. М. Шестаков (1787–1836) и Е. Д. Тюрин (1792–1870).

Д. Жилярди. Ремесленное заведение (Слободской дворец). 1827–1832
Дом Хрущевых (Селезневых) на Пречистенке. 1814 (?)

Несколько особняком стоит А. Витберг (1787 – 1855), который, впрочем, больше занимался проектированием гигантского Храма Христа Спасителя и на стилевую ситуацию в городе не влиял. Было еще несколько «имплантантов» из петербургской архитектуры: по проекту О. Монферрана возвели Манеж (1817), затем несколько измененный по проекту О. И. Бове, по проекту А. Михайлова (1821) – Большой театр, также выполненный с некоторыми изменениями Бове, а по проекту В. П. Стасова Ф. М. Шестаков построил Провиантские склады (1829 –1831). Но эти здания существенно не влияли на стиль Москвы, основанный на формах итальянского ампира, принесенного Жилярди.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

22.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Московский ампир

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна