приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004

 

Портик Опекунского совета. 1823–1829
Д. Жилярди. Новый Гостинный двор в Китай-городе. Нач. 1830-х гг.

Единственной значительной фигурой, которая могла бы соперничать с Жилярди в процессе развития московского ампира, был О. И. Бове (1784 –1834), обрусевший итальянец, учившийся в Москве у Ф. Кампорези еще в допожарное время. Этому мастеру, работы которого еще И. Э. Грабарь выделил в отдельную школу, принадлежит несколько заметных построек, определяющих лицо послепожарной Москвы: Торговые ряды на Красной площади (1814–1816), дом князя Н. С. Гагарина на Новинском бульваре (1817), Грот в Александровском саду (1820–1822), Первая градская больница (1828–1833), Триумфальные ворота (1828 – 1834) и церковь Всех Скорбящих на Ордынке (1828 – 1836). Постройки Бове не едины по стилю (как здания Жилярди), они принадлежат к разным направлениям. Большинство из них зависит от стиля Жилярди: Грот следует дорике (только Жилярди знал, где «брать» подобную ученую архитектуру), Торговые ряды навеяны тем же стилем; архаическая ионика доминирует в облике Градской больницы, а церковь на Ордынке является продолжением работы Жилярди по «освоению» раннехристианских форм. А вот дом Гагарина взят из допожарного дома Разумовских на Гороховом поле, тогда как Триумфальные ворота показывают прямое заимствование из петербургских Нарвских ворот В. П. Стасова.

Дом Головиных в Потаповском переулке. 1817
О. Бове. Деталь бокового портика церкви Всех Скорбящих Радости на Ордынке. 1828–1836

Д. Жилярди. Дом кн. С. С. Гагарина на Поварской. 1822–1823
Фрагмент портика Английского клуба на Тверской. 1810-е гг.

Если суммировать наблюдения над московским зодчеством в период с 1812 по 1833 год (когда Жилярди уехал на родину, в Швейцарию), то следует безоговорочно связать все находки и основные формы местного ампира с личностью Жилярди, сумевшего распространить свой стиль через посредство учеников, родственников и просто подражателей. Выделявшаяся фигура Бове была все же зависимой: стиль Бове во многом восходит к стилю Жилярди, а сам Бове «герметичен» хотя бы потому, что нигде не учился новой архитектуре и не ездил за рубеж. Ситуация в московском ампире сравнима с ситуацией во французском классицизме на московской почве в 1770-х –1780-х гг.: Жилярди выполняет роль Баженова, знавшего все тонкости стиля и «открытого», тогда как Бове напоминает Казакова, изучившего стиль по книгам и «по Баженову» и бывшего «герметичным» мастером.

А. Григорьев. Церковь Троицы в усадьбе Ершово. 1820-е гг.
Колокольня церкви Мартина Исповедника на Варварке. 1820-е гг.

Деревянный дом в Малом Власьевском переулке
Деревянный дом на улице Бурденко

Деревянный дом в Палашевском переулке
Дом Терентьева-Яковлева в Сверчковом переулке. 1820-е гг.

Внутри стиля ампир существовали два направления: греческое и римское. В Москве Жилярди и следующие за ним архитекторы в основном используют греческие формы, но компонуют их достаточно свободно и с частым использованием форм римских. Однако в декоре частных домов, общественных построек и даже храмов римский декор занимает все же подчиненное положение относительно греческого, в основном дорического и ионического.

Д. Жилярди. Мавзолей (церковь Димитрия Ростовского). 1813
Д. Жилярди. Часовня (мертвецкая) в Кузьминках (Влахернском). 1820-е гг.

Д. Жилярди. Часовня (мертвецкая) во дворе Павловской больницы. 1820-е гг.
Д. Жилярди. Мавзолей в Отраде (Семеновское-Отрада). 1832–1835

В ампире основой декорации фасада оставался, как и в предшествующей ему палладианской неоклассике, принцип наложения форм храмовой античной архитектуры на плоскость стен, то есть «храмовидность» частных и гражданских зданий. «Чистая» дорика с каннелированными колоннами в Москве получила не очень большое распространение. Помимо Университета монументальный восьмиколонный дорический портик есть у Английского клуба на Тверской, сооруженного в 1810-е гг. и показывающего такое формальное сходство с работами Жилярди, что его авторство можно считать установленным. Есть еще портик в 8 колонн у дома Охотниковых на Пречистенке (здесь каннелированы только нижние части колонн). Дом на Зубовском бульваре (1817) и Университетская типография на Страстном бульваре (1816 –1817) имеют портики по 6 колонн, тогда как Грот в Александровском саду и дом Лобковой на Софийской набережной имеют по 4 колонны.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

22.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Московский ампир

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна