приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004

 

А. Антолини. Проект Форума Бонапарта в Милане. 1800

Есть еще портики и лоджии с колоннами, в которых фуст не имеет каннелюр, а эхин украшен иониками. Этот римско-дорический ордер использовался Жилярди гораздо чаще: портик в 10 колонн мы видим в Екатерининском институте (1818–1820-е), а лоджию с 8 колоннами – во Вдовьем доме (1818). Тот же ордер видим и во многих жилых зданиях – в доме Филипповых на Яузской площади (6 колонн), доме Протковой на Садовой-Кудринской (4 колонны), а также в костеле св. Людовика, где 6 колонн помещены в лоджию (1827–1830, Д. и А. Жилярди).

Мавзолей (церковь Димитрия Ростовского) в Суханове 1813

Мавзолей Тор ди Скьяви под Римом

Мавзолей св. Елены под Римом План (по Пиранези)

Кроме чистой дорики в московском ампире используется архаический ионический ордер, получивший даже большее распространение. Этот ордер тоже прямо указывает на греческие источники. Ионические портики в 8 колонн мы видим в двух постройках Жилярди, Опекунском совете (1823 –1826) и усадьбе «Высокие Горы» Усачевых–Найденовых (1829–1831), а также доме кн. С. И. Гагарина на Знаменке (1816–1825), доме Рахманова на Гончарной (1816 – 1823) и, наконец, в Первой градской больнице Бове. Портики в 6 колонн встречаем во флигеле усадьбы Луниных на Никитском бульваре (1818–1823, Жилярди), а также в домах Лопухина–Станицкой (1817–1822, А. Г. Григорьев) и Лаврентьева в Сверчковом переулке (1820-е). Особенно интересно угловое расположение дома Хрущевых–Селезневых на Пречистенке (1814, Григорьев?) с двумя ионическими портиками: в 6 колонн со стороны улицы и в 8 сдвоенных – со стороны переулка.

Д. Жилярди. Мавзолей в Отраде 1832–1835

Мавзолей Констанции в Риме

Баптистерий в Ночере

Если здания в дорическом (но не римско-дорическом) и архаическом ионическом ордерах указывали на греческие образцы, то коринфский ордер определенно говорил об образцах римских, несмотря на греческое происхождение самого ордера. Коринфских портиков в ампирной Москве немного, но среди них выделяется величественный ряд из 8 колонн в лоджии главного дома Луниных (1817–1822, Жилярди). Гораздо более скромный масштаб имеет шестиколонный портик дома Головиных в Потаповском переулке (1820-е) со сдвоенными крайними колоннами.

Еще одной римской темой (заимствованной через Милан) был вписанный в арку отрезок колоннады, обычно римско-дорической. Такая композиция в сочетании с аттиком довольно широко использовалась самим Жилярди: она украшает Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки (1819), дом кн. С. С. Гагарина на Поварской (1822–1823) и в Ремесленное заведение (бывший Слободской дворец, 1827–1832).

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

22.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Московский ампир

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна