|
|
Школа
Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004
А. Антолини. Проект Форума Бонапарта в Милане.
1800
Есть еще портики и лоджии с колоннами, в которых
фуст не имеет каннелюр, а эхин
украшен иониками. Этот римско-дорический ордер использовался Жилярди гораздо чаще:
портик в 10 колонн мы видим
в Екатерининском институте
(1818–1820-е), а лоджию
с 8 колоннами – во Вдовьем
доме (1818). Тот же ордер видим
и во многих жилых зданиях –
в доме Филипповых на Яузской
площади (6 колонн), доме Протковой на Садовой-Кудринской
(4 колонны), а также в костеле
св. Людовика, где 6 колонн
помещены в лоджию (1827–1830, Д. и А. Жилярди).
Мавзолей (церковь Димитрия Ростовского) в Суханове
1813
Мавзолей Тор ди Скьяви под Римом
Мавзолей св. Елены под Римом План (по Пиранези)
Кроме чистой дорики
в московском ампире используется архаический ионический
ордер, получивший даже
большее распространение. Этот
ордер тоже прямо указывает
на греческие источники. Ионические портики в 8 колонн мы
видим в двух постройках
Жилярди, Опекунском совете
(1823 –1826) и усадьбе «Высокие Горы» Усачевых–Найденовых (1829–1831), а также доме
кн. С. И. Гагарина на Знаменке
(1816–1825), доме Рахманова
на Гончарной (1816 – 1823) и,
наконец, в Первой градской
больнице Бове. Портики
в 6 колонн встречаем во флигеле усадьбы Луниных на Никитском бульваре (1818–1823,
Жилярди), а также в домах
Лопухина–Станицкой (1817–1822, А. Г. Григорьев) и Лаврентьева в Сверчковом переулке
(1820-е). Особенно интересно
угловое расположение дома
Хрущевых–Селезневых
на Пречистенке (1814, Григорьев?) с двумя ионическими портиками: в 6 колонн со стороны
улицы и в 8 сдвоенных – со стороны переулка.
Д. Жилярди. Мавзолей в Отраде 1832–1835
Мавзолей Констанции в Риме
Баптистерий в Ночере
Если здания в дорическом
(но не римско-дорическом)
и архаическом ионическом ордерах указывали на греческие
образцы, то коринфский ордер
определенно говорил
об образцах римских, несмотря
на греческое происхождение
самого ордера. Коринфских
портиков в ампирной Москве немного, но среди них выделяется величественный ряд
из 8 колонн в лоджии главного
дома Луниных (1817–1822,
Жилярди). Гораздо более
скромный масштаб имеет шестиколонный портик дома Головиных в Потаповском переулке
(1820-е) со сдвоенными крайними колоннами.
Еще одной римской темой
(заимствованной через Милан)
был вписанный в арку отрезок
колоннады, обычно римско-дорической. Такая композиция
в сочетании с аттиком довольно
широко использовалась самим
Жилярди: она украшает Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки (1819),
дом кн. С. С. Гагарина на Поварской (1822–1823) и в Ремесленное заведение (бывший Слободской дворец, 1827–1832).
<<вернуться
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|