|
|
Школа
Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004

Башня ветров в Афинах
Римское же происхождение имеют и композиции
портиков, в которых колонны,
приставленные к ризалиту,
соединены не архитравом,
а архивольтами. Такие арочные
портики, заимствованные,
вероятно Жилярди, из римских
базилик, находим у целого ряда
домов: Штейнгеля в Гагаринском переулке (1813–1817),
Щепочкиной в Спасопесковском переулке (1820), а также
домах на Б. Ордынке и
Б. Полянке.
Все эти формы, как греческие, так и римские по своему
происхождению, бесконечно
повторялись и упрощались в
великолепном по своей наивности явлении – деревянном
ампире Москвы. Сотни домов,
возведенных плотниками и
декорированных по индивидуальным или типовым проектам,
покрывались купленными в
магазинах гипсовыми деталями, представляющими основные формы декора Жилярди –
венки, славы, фризы, – а также
украшались деревянными
колоннами, дощатыми пилястрами и пиленым рустом. Это
была особая стихия, профанирующая большой стиль, но делавшая его необычайно уютным, камерным и свободным.

Д. Жилярди. Октагон в парке Студенец в Москве
1820-е гг.

Д. Жилярди и А. Кутепов. Церковь Николая в Гребневе
1817–1823
Отдельную страницу
в истории московского ампира
составляет архитектура церквей. В Москве, в отличие от
Петербурга, где Стасов и Монферран развивали тип центрического здания в форме свободного или вписанного креста
с куполом над средокрестьем,
греческий крест встречается
не часто, к тому же ампирные
мастера или переделывали уже
построенное здание, как это
произошло с церковью Большое
Вознесение (1827–1848,
Ф. М. Шестаков), или повторяли целиком уже найденную
в Петербурге композицию, как
это было в соборе Данилова
монастыря (1833 – 1838,
О. И. Бове), или создавали
подобный храм уже довольно
поздно, с вкраплениями деталей эклектических, как это
было с церковью Богоявлния
в Елохове (1835 – 1845,
Е. Д. Тюрин).
Намного интереснее московские ротонды. Первую,
церковь-мавзолей Димитрия
Ростовского в усадьбе Суханово,
построил в 1813 г. Жилярди.
Поначалу кажется, что это
круглое здание с внутренними
нишами и с выступающим
дорическим портиком, является репликой римского Пантеона. Но при более
внимательном
изучении оказывается, что образцом был не величественный
Храм всех богов, а более скромные по размерам, но не менее
монументальные римские
мавзолеи начала IV века,
совпадающие с постройкой
в Суханове как по функции, так
и по иконографии. Речь идет
о мавзолее Максенция у Аппиевой дороги, мавзолее, называемом Тор ди Скьяви, мавзолее
Елены, матери императора
Константина и, с меньшей
вероятностью, – мавзолее императора Галерия в Салониках.
Происходящий от названных
мавзолеев храм в Суханове
обладает еще и необычными
деталями, которых в этих
прототипах нет: это и консоли-машикули по верху стен,
и венчающие их аттики-зубцы.
Эти средневековые формы тоже
взяты из римских построек:
консоли-машикули – из замка
Святого Ангела, а зубцы – из
гробницы Цецилии Метеллы.
Консоли и зубцы вместе есть на
гравюре Пиранези, изображающей гробницу семейства
Плавциев под Римом (где тоже
есть ротонда и портик).

О. Бове. Церковь Михаила Архангела в Архангельском
1822

О. Бове. Церковь Покрова в Пехре-Покровском
1825–1829
Похожий на Суханово
мавзолей в усадьбе Отрада,
сооруженный Жилярди (1832–1835), сложнее по плану: световой барабан здесь несут закругленные пилоны и сдвоенные
колонны. Эта композиция повторяет или схему мавзолея Констанции (Рим, IV в.), или, возможно, схему более позднего баптистерия в Ночере (V–VI вв.).
В нескольких постройках
Жилярди использовал октагональную композицию Башни
Ветров в Афинах: в павильоне
усадьбы Студенец на окраине
Москвы (1820-е) и в большем
масштабе – в Никольской церкви в усадьбе Гребнево (1817–1823, вместе с Кутеповым).
Две почти одинаковые
ротонды, сооруженные Бове
храм в его усадьбе Архангельское (1822) и церковь в ПехреПокровском (1825–1829) повторяют тип XVIII в., но с декором
в новом стиле. В то же время
Бове в церкви Всех Скорбящих
на Ордынке напрямую цитирует
основные формы Сан-Стефано
Ротондо в Риме, в чем можно
видеть влияние Жилярди,
увлекавшегося римскими
образцами.

Церковь Сан Стефано Ротондо в Риме

О. Бове. Церковь Всех Скорбящих Радости на Ордынке в Москве
1828–1836
Московский ампир создал
новый образ города, столь же
цельный, как и образ казаковской Москвы. Улицы и переулки, бульвары и площади,
кладбища и усадьбы оказались
оформленными зданиями
в одном стиле, универсальном
и подвижном, способном оформить дворец и забор. Основы
этого стиля, возникшего с помощью Жилярди после 1812 года
и спокойно существовавшего
два десятилетия, были заимствованы в Италии; хотя они
и были несколько скорректированы, но оставались в целом
неизменными. Распад ампира
Жилярди под воздействием
массивного и сухого «николаевского ампира» и под напором
эклектических форм относится
уже к середине 1830-х гг., так
что уехавший в Лугано в 1833 г.
Жилярди и умерший в 1834 г.
Бове застали только первые
признаки увядания.
<<вернуться
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|