приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Московский ампир
IX-MMIII - 22.01.2004

 

Башня ветров в Афинах

Римское же происхождение имеют и композиции портиков, в которых колонны, приставленные к ризалиту, соединены не архитравом, а архивольтами. Такие арочные портики, заимствованные, вероятно Жилярди, из римских базилик, находим у целого ряда домов: Штейнгеля в Гагаринском переулке (1813–1817), Щепочкиной в Спасопесковском переулке (1820), а также домах на Б. Ордынке и Б. Полянке.

Все эти формы, как греческие, так и римские по своему происхождению, бесконечно повторялись и упрощались в великолепном по своей наивности явлении – деревянном ампире Москвы. Сотни домов, возведенных плотниками и декорированных по индивидуальным или типовым проектам, покрывались купленными в магазинах гипсовыми деталями, представляющими основные формы декора Жилярди – венки, славы, фризы, – а также украшались деревянными колоннами, дощатыми пилястрами и пиленым рустом. Это была особая стихия, профанирующая большой стиль, но делавшая его необычайно уютным, камерным и свободным.

Д. Жилярди. Октагон в парке Студенец в Москве 1820-е гг.

Д. Жилярди и А. Кутепов. Церковь Николая в Гребневе 1817–1823

Отдельную страницу в истории московского ампира составляет архитектура церквей. В Москве, в отличие от Петербурга, где Стасов и Монферран развивали тип центрического здания в форме свободного или вписанного креста с куполом над средокрестьем, греческий крест встречается не часто, к тому же ампирные мастера или переделывали уже построенное здание, как это произошло с церковью Большое Вознесение (1827–1848, Ф. М. Шестаков), или повторяли целиком уже найденную в Петербурге композицию, как это было в соборе Данилова монастыря (1833 – 1838, О. И. Бове), или создавали подобный храм уже довольно поздно, с вкраплениями деталей эклектических, как это было с церковью Богоявлния в Елохове (1835 – 1845, Е. Д. Тюрин).

Намного интереснее московские ротонды. Первую, церковь-мавзолей Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово, построил в 1813 г. Жилярди. Поначалу кажется, что это круглое здание с внутренними нишами и с выступающим дорическим портиком, является репликой римского Пантеона. Но при более внимательном изучении оказывается, что образцом был не величественный Храм всех богов, а более скромные по размерам, но не менее монументальные римские мавзолеи начала IV века, совпадающие с постройкой в Суханове как по функции, так и по иконографии. Речь идет о мавзолее Максенция у Аппиевой дороги, мавзолее, называемом Тор ди Скьяви, мавзолее Елены, матери императора Константина и, с меньшей вероятностью, – мавзолее императора Галерия в Салониках. Происходящий от названных мавзолеев храм в Суханове обладает еще и необычными деталями, которых в этих прототипах нет: это и консоли-машикули по верху стен, и венчающие их аттики-зубцы. Эти средневековые формы тоже взяты из римских построек: консоли-машикули – из замка Святого Ангела, а зубцы – из гробницы Цецилии Метеллы. Консоли и зубцы вместе есть на гравюре Пиранези, изображающей гробницу семейства Плавциев под Римом (где тоже есть ротонда и портик).

О. Бове. Церковь Михаила Архангела в Архангельском 1822

О. Бове. Церковь Покрова в Пехре-Покровском 1825–1829

Похожий на Суханово мавзолей в усадьбе Отрада, сооруженный Жилярди (1832–1835), сложнее по плану: световой барабан здесь несут закругленные пилоны и сдвоенные колонны. Эта композиция повторяет или схему мавзолея Констанции (Рим, IV в.), или, возможно, схему более позднего баптистерия в Ночере (V–VI вв.).

В нескольких постройках Жилярди использовал октагональную композицию Башни Ветров в Афинах: в павильоне усадьбы Студенец на окраине Москвы (1820-е) и в большем масштабе – в Никольской церкви в усадьбе Гребнево (1817–1823, вместе с Кутеповым).

Две почти одинаковые ротонды, сооруженные Бове храм в его усадьбе Архангельское (1822) и церковь в ПехреПокровском (1825–1829) повторяют тип XVIII в., но с декором в новом стиле. В то же время Бове в церкви Всех Скорбящих на Ордынке напрямую цитирует основные формы Сан-Стефано Ротондо в Риме, в чем можно видеть влияние Жилярди, увлекавшегося римскими образцами.

Церковь Сан Стефано Ротондо в Риме

О. Бове. Церковь Всех Скорбящих Радости на Ордынке в Москве 1828–1836

Московский ампир создал новый образ города, столь же цельный, как и образ казаковской Москвы. Улицы и переулки, бульвары и площади, кладбища и усадьбы оказались оформленными зданиями в одном стиле, универсальном и подвижном, способном оформить дворец и забор. Основы этого стиля, возникшего с помощью Жилярди после 1812 года и спокойно существовавшего два десятилетия, были заимствованы в Италии; хотя они и были несколько скорректированы, но оставались в целом неизменными. Распад ампира Жилярди под воздействием массивного и сухого «николаевского ампира» и под напором эклектических форм относится уже к середине 1830-х гг., так что уехавший в Лугано в 1833 г. Жилярди и умерший в 1834 г. Бове застали только первые признаки увядания.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

22.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Московский ампир

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна