приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

Неизвестный архитектор. Проект фасада храма круга церкви Бориса и Глеба на Арбате. 1760-е гг. ГНИМА

После восшествия на престол Екатерины II в 1762 г. ситуация в русской архитектуре начинает быстро меняться. Пышное елизаветинское барокко казалось уже совсем не современным и его главные зодчие были вскоре отправлены в отставку: Франческо Бартоломео Растрелли – в 1763 г., а Савва Иванович Чевакинский – в 1767 г.

На короткое время главным зодчим делается Антонио Ринальди, создававший архитектуру, в которой рококо причудливо и изящно смешивалось с ранним классицизмом. При этом французский классицизм уже «подпирал» Ринальди: одновременно с ним в 1760-е г.г. в Петербурге начинает строить француз Жан-Батист Валлен-Деламот, рядом с ним встает зависящий от Деламота в стилевом отношении Юрий Матвеевич Фельтен, в 1768 г. приезжает выучившийся во Франции Иван Егорович Старов. В Москве с 1765 г. чувствуется влияние приехавшего из Франции Василия Ивановича Баженова, почти одновременно с которым прибыл французский архитектор Николя Легран. В этих условиях, казалось бы, барокко не имело никаких шансов, за исключением каких-нибудь совсем уж медвежьих углов России, куда новые стили приходят с опозданием на полвека.

Однако в промежутке между началом царствования Екатерины и «наплывом» французского классицизма все же сформировался своеобразный вариант барокко, который мы и называем екатерининским. В Петербурге и его окрестностях здания этого стиля наперечет: сооруженная неизвестным мастером Владимирская церковь (1761–1769), две постройки малоизвестного архитектора А.Ф.Виста (Андреевский собор 1761–1775 и Ботный домик 1760-х гг. в Петропавловской крепости), а также возведенная Чевакинским на закате его карьеры Владимирская церковь в усадьбе Дылицы (1762–1766). Схожий стиль демонстрирует и построенная архитектором П.Егоровым православная церковь Екатерины в Пярну (1764–1768). Все эти здания не могут рассматриваться только как елизаветинское барокко «на излете»: в них помимо изобретенных и использовавшихся Растрелли форм есть и несвойственная елизаветинской архитектуре мягкость декора, сочетающаяся с большей сложностью планов и объемных композиций. Можно было бы думать, что перед нами одновременный Ринальди вариант рококо, краткий и имевший небольшое распространение. Но если архитектуру Ринальди считать все же неким эталоном русского рококо, то указанные постройки во многом противоположны ему по стилю и имеют отчетливо барочный характер, при том что в отдельных случаях рокайльные детали все же появляются. Особенно отчетливо это видно по московским постройкам того же стиля, которых больше и которые образуют более «плотное» стилевое единство.

далее>>

вверх

 Архив

   

23.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве

   

23.04.2003 VI-MMIII
Дмитрий Швидковский
«Венецианский заговор» и преобразование русской архитектуры в эпоху Ренессанса

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна