|
|
Школа
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003
Неизвестный архитектор. Проект фасада храма круга церкви Бориса и
Глеба на Арбате. 1760-е гг. ГНИМА
После восшествия на престол Екатерины II в 1762 г. ситуация
в русской архитектуре начинает быстро меняться. Пышное
елизаветинское барокко казалось уже совсем не современным и его главные зодчие
были вскоре отправлены в отставку: Франческо Бартоломео Растрелли – в 1763 г., а
Савва Иванович Чевакинский – в 1767 г.
На короткое время главным зодчим делается
Антонио Ринальди, создававший архитектуру, в которой
рококо причудливо и изящно смешивалось с ранним классицизмом. При этом французский
классицизм уже «подпирал» Ринальди: одновременно с ним
в 1760-е г.г. в Петербурге начинает строить француз Жан-Батист Валлен-Деламот, рядом
с ним встает зависящий от Деламота в стилевом отношении Юрий Матвеевич Фельтен,
в 1768 г. приезжает выучившийся во Франции Иван
Егорович Старов. В Москве с 1765 г. чувствуется влияние
приехавшего из Франции Василия Ивановича Баженова,
почти одновременно с которым прибыл французский архитектор Николя Легран. В этих
условиях, казалось бы, барокко не имело никаких шансов, за
исключением каких-нибудь совсем уж медвежьих углов
России, куда новые стили приходят с опозданием на
полвека.
Однако в промежутке между началом царствования
Екатерины и «наплывом» французского классицизма все
же сформировался своеобразный вариант барокко, который
мы и называем екатерининским. В Петербурге и его
окрестностях здания этого стиля наперечет: сооруженная
неизвестным мастером Владимирская церковь (1761–1769), две постройки
малоизвестного архитектора А.Ф.Виста (Андреевский собор
1761–1775 и Ботный домик 1760-х гг. в Петропавловской
крепости), а также возведенная Чевакинским на закате его
карьеры Владимирская церковь в усадьбе Дылицы (1762–1766).
Схожий стиль демонстрирует и построенная архитектором
П.Егоровым православная церковь Екатерины в Пярну
(1764–1768). Все эти здания не могут рассматриваться только
как елизаветинское барокко «на излете»: в них помимо изобретенных и использовавшихся
Растрелли форм есть и несвойственная елизаветинской
архитектуре мягкость декора, сочетающаяся с большей
сложностью планов и объемных композиций. Можно было бы
думать, что перед нами одновременный Ринальди
вариант рококо, краткий и имевший небольшое распространение. Но если архитектуру
Ринальди считать все же неким эталоном русского рококо, то
указанные постройки во многом противоположны ему по стилю
и имеют отчетливо барочный характер, при том что в
отдельных случаях рокайльные детали все же появляются.
Особенно отчетливо это видно по московским постройкам того
же стиля, которых больше и которые образуют более
«плотное» стилевое единство.
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
| |
|
| | |
|