|
|
Школа
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003
Планы построек екатерининского барокко, отражающие общую для
них тенденцию к использованию изгибов и сложных построений
Церковь Николы в Звонарях в Москве. 1762–1781
Дом графа М.Ф.Апраксина на Покровке в Москве.
1766–1769
Церковь Екатерины на Вспольне (на Ордынке) в Москве.
1766–1775
Церковь Николая в усадьбе Даниловское. 1768–1771
Церковь Рождества Христова в усадьбе Вишняково.
1775
Церковь Воскресения в усадьбе Хатунь. 1785
Церковь Рождества Богородицы в усадьбе Тарычево.
1764–1765
Церковь Николая в усадьбе Летово. 1778–1783
Церковь Трех Святителей в усадьбе Волынское.
Ок. 1780 г.
Церковь Всех Скорбящих в усадьбе Федоровское.
1760-е гг.
Церковь Спаса-Преображения в усадьбе Спас-Косицы.
После 1761 г.
Церковь Спаса в усадьбе Вороново. 1760–1770-е гг.
Церковь Успения в Торопце. 1777
В Москве, в которой елизаветинское барокко не
создало почти ничего значительного, появление зданий
нового стиля знаменует собой как интерес Екатерины II
к старой столице (в начале царствования она бывала здесь
довольно часто), так и освобождение дворянства от государственной службы по «Указу о
вольности дворянства». Многие семьи и отдельные вельможи не
то чтобы вернулись из Петербурга (их владения в Москве
сохранялись и при Петре, и при Елизавете), но более прочно
обосновались как в старой столице, так и в подмосковных
усадьбах. Отсюда происходит тот ощутимый аристократический характер екатерининского
барокко в Москве и Средней России.
Начало стилю было положено как аристократами-заказчиками, так и самой
императрицей. В 1762–1781 гг. возводится церковь Николы в
Звонарях, которая располагалась рядом с усадьбой графа
И.И.Воронцова, который и был, вероятно, заказчиком строительства. В этом памятнике
характерно сочетание сдержанного декора внизу и усложненной барочной декорации
завершающего восьмерика, увенчанного яйцевидным
куполом с люкарнами.
Композиция этого храма с растянутым в поперечнике
четвериком и более узким восьмериком, восходящая
к архитектуре аннинского барокко, стала вновь использоваться в 1760-е гг. После
Николы в Звонарях она была буквально подхвачена в
построенной по заказу графа А.П.Бестужева-Рюмина церкви
Бориса и Глеба на Арбате (1764–1768, не сохранилась),
а затем с изменениями (компактный четверик с фронтонами на боковых фасадах) была
использована в усадебных храмах графа И.И.Воронцова:
Спасском в Киеве-Спасском (1769), Бориса и Глеба в
Белкине (1773) и Успенском в Свитине (1779). Тот же тип
видим и в Никольской церкви усадьбы Отрада (1778–1780),
выстроенной по заказу графа В.Г.Орлова. Позднейшие из
этих храмов уже показывают сильное влияние раннего
классицизма в элементах декора, но остаются барочными
по композиции и иконографии фасадов.
<<вернуться
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
| |
|
| | |
|