приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

Другую линию начинают храмы, сооруженные по заказу самой императрицы. В память о коронации Екатерины II, пришедшейся на день святых Кира и Иоанна, была построена церковь Кира и Иоанна на Солянке (1765–1768, не сохранилась), на освящении которой присутствовала сама императрица. Это был восьмигранный двусветный храм, в котором второй свет был выделен в виде аттика, а восьмерик перекрывался куполом с люкарнами. Подобный тип храма несколько позднее распространился в усадьбах: для примера можно назвать церкви Троицы в Пирожкове (1760-е гг., Орловская обл.) и Одигитрии в Богородицком (1782, Смоленская обл.).

Церковь Бориса и Глеба на Арбате в Москве. 1764–1768
Церковь Николы в Звонарях в Москве. 1762–1781

Намного сложнее композиция церкви Екатерины на Всполье (на Ордынке, 1766–1775), заказанной императрицей в честь воцарения. Здесь восьмерик с узкими диагональными гранями по бокам фланкирован полукруглыми выступами-лепестками, а с запада и востока дополнен короткой трапезной и прямоугольным алтарным выступом с выступающей сегментовидной абсидой. Центральный объем, во втором свете которого выделен аттиковый ярус, завершен характерным яйцевидным куполом с люкарнами, а полукруглые выступы украшены крупными сдвоенными колоннами с раскреповкой карниза над ними. В такой архитектуре господствует принцип «меньше деталей, больше внимания к композиции и акцентам», который можно считать определяющим для екатерининского барокко.

Церковь Спаса в усадьбе Киево-Спасское. 1769
Церковь Кира и Иоанна на Солянке в Москве. 1765–1768

Этот принцип отличает екатерининское барокко от елизаветинского: ведь у Растрелли обильный и пышный декор экстенсивно распределен по плоскостям, а эффектные группы колонн или наличников хотя и разнообразят ясные и довольно простые объемы, но не могут скрыть их по преимуществу кубического построения. В екатерининском барокко (вернее, в его ветви, начинающейся от храмов Кира и Иоанна и Екатерины) изящный декор образует легкие акценты, а основную роль в образе играют довольно сложные композиционные схемы, в которых применяются почти неизвестные в растреллиевской архитектуре курватуры, прихотливые изгибы и композиционные разрывы.

Церковь Екатерины на Всполье в Москве. 1766–1775
Церковь Спаса в усадьбе Вороново. 1760–1770-е гг.

По отношению к архитектуре елизаветинского времени композиции зданий екатерининского барокко выглядят даже более барочными, хотя в их декоре тяжеловесная барочная пластика уступает место рокайльной легкости и игривости. Стадиально екатерининское барокко больше всего напоминает барочетто – стиль, сложившийся в Риме в 1720–1750-х годах. В барочетто, в творчестве архитекторов Квадри, Паскальаква, Сарди и Фуга, получили новое развитие принципы Борромини и на фасадах появились причудливые изгибы и сочетания выпуклых и вогнутых поверхностей. Вместе с тем, барочетто явственно облегчает барочные декоративные элементы, в чем сказывается влияние рококо. Интерес к сложным пространственным построениям распространился из Рима в Австрию, Польшу и Литву и породил оригинальные формы в этих католических странах в середине XVIII века. Яркие памятники, представляющие принципы Борромини в редакции барочетто, дала так называемая Вильнюсская школа, главой которой был архитектор И.К.Глаубиц, одной из самых ярких построек которого был Софийский собор в Полоцке. И самым поздним отзвуком барочетто в Европе было, по всей видимости, екатерининское барокко Москвы.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

23.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве

   

23.04.2003 VI-MMIII
Дмитрий Швидковский
«Венецианский заговор» и преобразование русской архитектуры в эпоху Ренессанса

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна