|
|
Школа
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003
Другую линию начинают храмы, сооруженные по заказу
самой императрицы. В память о коронации Екатерины
II, пришедшейся на день святых Кира и Иоанна, была построена
церковь Кира и Иоанна на Солянке (1765–1768, не сохранилась), на освящении которой
присутствовала сама императрица. Это был восьмигранный
двусветный храм, в котором второй свет был выделен в виде
аттика, а восьмерик перекрывался куполом с люкарнами.
Подобный тип храма несколько позднее распространился в
усадьбах: для примера можно назвать церкви Троицы в
Пирожкове (1760-е гг., Орловская обл.) и Одигитрии в
Богородицком (1782, Смоленская обл.).

Церковь Бориса и Глеба на Арбате в Москве. 1764–1768
Церковь Николы в Звонарях в Москве. 1762–1781
Намного сложнее композиция церкви Екатерины
на Всполье (на Ордынке, 1766–1775), заказанной императрицей в честь воцарения.
Здесь восьмерик с узкими диагональными гранями по
бокам фланкирован полукруглыми выступами-лепестками,
а с запада и востока дополнен короткой трапезной и прямоугольным алтарным выступом
с выступающей сегментовидной абсидой. Центральный объем,
во втором свете которого выделен аттиковый ярус, завершен характерным яйцевидным
куполом с люкарнами, а полукруглые выступы украшены
крупными сдвоенными колоннами с раскреповкой карниза
над ними. В такой архитектуре господствует принцип «меньше
деталей, больше внимания к композиции и акцентам»,
который можно считать определяющим для екатерининского
барокко.

Церковь Спаса в усадьбе Киево-Спасское. 1769
Церковь Кира и Иоанна на Солянке в Москве. 1765–1768
Этот принцип отличает екатерининское барокко от
елизаветинского: ведь у Растрелли обильный и пышный
декор экстенсивно распределен по плоскостям, а эффектные
группы колонн или наличников хотя и разнообразят ясные и
довольно простые объемы, но не могут скрыть их по преимуществу кубического построения.
В екатерининском барокко (вернее, в его ветви, начинающейся от храмов Кира и Иоанна
и Екатерины) изящный декор образует легкие акценты, а
основную роль в образе играют довольно сложные композиционные схемы, в которых
применяются почти неизвестные в растреллиевской архитектуре курватуры, прихотливые
изгибы и композиционные разрывы.

Церковь Екатерины на Всполье в Москве. 1766–1775
Церковь Спаса в усадьбе Вороново. 1760–1770-е гг.
По отношению к архитектуре елизаветинского
времени композиции зданий екатерининского барокко
выглядят даже более барочными, хотя в их декоре тяжеловесная барочная пластика уступает
место рокайльной легкости и игривости. Стадиально екатерининское барокко больше всего
напоминает барочетто – стиль, сложившийся в Риме в 1720–1750-х годах. В барочетто,
в творчестве архитекторов Квадри, Паскальаква, Сарди и
Фуга, получили новое развитие принципы Борромини и на
фасадах появились причудливые изгибы и сочетания
выпуклых и вогнутых поверхностей. Вместе с тем, барочетто
явственно облегчает барочные декоративные элементы, в чем
сказывается влияние рококо. Интерес к сложным пространственным построениям распространился из Рима в Австрию,
Польшу и Литву и породил оригинальные формы в этих
католических странах в середине XVIII века. Яркие
памятники, представляющие принципы Борромини в
редакции барочетто, дала так называемая Вильнюсская
школа, главой которой был архитектор И.К.Глаубиц, одной
из самых ярких построек которого был Софийский собор
в Полоцке. И самым поздним отзвуком барочетто в Европе
было, по всей видимости, екатерининское барокко
Москвы.
<<вернуться
далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
 | |
|
| | |
|