приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

Церковь Успения в Торопце. 1777
Интерьер церкви Успения в Торопце

Сложные планы и прихотливые объемно-пространственные композиции получают в Москве и Подмосковье довольно широкое распространение. В церкви Рождества Богородицы (1764–1765) в усадьбе Тарычево Е.Н.Головиной овальный план осложнен двумя прямоугольными выступами с запада и востока. В 1766–1769 г.г. в Москве на Покровке возводится дом графа М.Ф.Апраксина, в котором изгибающиеся выступы и круглящиеся фронтоны приобретают такую вычурность, которая оставляет далеко позади сдержанные формы растреллиевских дворцов Воронцова и Строганова в Петербурге. Ничего подобного дому Апраксиных в русской жилой архитектуре XVIII в. обнаружить не удается, и курватуры фасадов этого дворца остаются загадочным исключением даже на фоне всего остального московского барочетто.

Церковь Воскресения в усадьбе Хатунь. 1785
И.Я.Яковлев. Крыльцо Казначейского корпуса Троице-Сергиевой Лавры. 1781

В Никольском храме (1768–1771) в усадьбе Даниловское князя И.Ф.Голицына план церкви Екатерины на Всполье превращается в четырехлепестковый с мягкими переходами от лепестка к лепестку. Похожий план, но с выступающими между лепестками углами, имеет храм Воскресения (1785) в усадьбе Хатунь графа А.Г.Орлова. В Никольской церкви усадьбы Летово П.И.Бибикова появляется ротонда (внутри восьмилепестковая), к которой примыкает пониженная ротонда алтаря. Наконец, сложнейший план с акцентированными ризалитами по сторонам света и полукруглыми выступами на углах встречаем в Спасской церкви (1760–1770-е гг.) усадьбы Вороново графа И.И.Воронцова. Чуть более спокойные очертания тот же план обретает в Успенской церкви в Торопце (1777), изящные формы которой заставляют подозревать здесь работу какого-то московского мастера.

Дом графа М.Ф.Апраксина на Покровке в Москве. 1766–1769
Деталь углового ризалита дома Апраксина

В объемно-пространственных композициях некоторых памятников екатерининского барокко мы встречаем и обращения к нарышкинскому стилю конца XVII века. Так, в церкви Трех Святителей (кон. 1770-х гг.) в усадьбе Волынщи на князя В.М.Долгорукова Крымского видим повторение восьмилепесткового плана собора Высокопетровского монастыря, а в церкви Всех Скорбящих (1760-е гг.) в усадьбе Федоровское князя П.А.Шаховского (того же, видимо, который построил дом на Маросейке) находим усложненное повторение композиции собора московского Воздвиженского монастыря с его трехлепестковыми притворами. По всей видимости, позднее барокко было способно обнаружить в стиле почти вековой давности схожие тенденции и ввести старые композиционные формы в круг приемов нового стиля.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

23.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве

   

23.04.2003 VI-MMIII
Дмитрий Швидковский
«Венецианский заговор» и преобразование русской архитектуры в эпоху Ренессанса

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна