приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

Дом Шилова в Великом Устюге. 1760-е гг.
Дом князей Шаховских на Маросейке в Москве. 1760–1770-е гг.

Кроме храмов со сложными планами и более простых «кораблей» вроде Киево-Спасского или Отрады в стиле екатерининского барокко выделяются московские колокольни. В наиболее ранней колокольне при церкви Троицы в Серебрянниках (1764–1768), построенной по заказу А.А.Гончарова, эффектные группы колонн на углах образуют поистине барочную композицию. В двух более поздних памятниках, колокольне церкви Иоанна Предтечи под Бором (1770-е гг.) и двух верхних ярусах колокольни Новоспасского монастыря (1782–1785), видим те же группы колонн, но они становятся легче и дополняются почти рокайльными вазами и другими легкими декоративными деталями.

Иконостас собора Троице-Гледенского монастыря в Великом Устюге. 1776–1784
Иконостас Успенского собора во Владимире. 1769–1774

Удивительно живучими оказываются поставленные на полукруглых выступах сдвоенные колонны с выносом карниза над ними. После церкви Екатерины на Ордынке и угловых ризалитов дома Апраксиных мы встречаем их в усадебных храмах в Воронове и Хатуни, а также в верхней части колокольни московского Знаменского монастыря (1784–1789), низ которой украшен уже вполне раннеклассическим ленточным рустом. Такое же сочетание барочетто и раннего классицизма несколько ранее видим во Владимирской церкви (1772–1777) в усадьбе Виноградово генерал-аншефа А.И.Глебова. Уникальный треугольный план, в который вписана ротонда, а также тосканские портики и угловые эдикулы принадлежат французскому классицизму, но венчающая ротонда, завершенная куполом с люкарнами и украшенная сдвоенными колоннами, восходит, несомненно, к екатерининскому барокко.

Колокольня церкви Троицы в Серебрянниках в Москве. 1764–1768
Деталь колокольни церкви Троицы в Серебрянниках

Если волнистый фасад дома Апраксиных на Покровке был единственным проявлением пластики барочетто в жилой архитектуре (если не считать робкого подражания в скошенных углах дома Вахромеева в Ярославле 1780-х гг.), то более строгий, спокойный вариант, часто снабженный, правда, крупными выступающими колоннами, получил в 1760–1770-е гг. довольно большое распространение. Большинство барочных дворцов в Москве и крупных городах, а также в усадьбах, принадлежит не елизаветинскому времени (когда в Москве и редких усадьбах строились тяжеловатые палаты с лопатками и «ушастыми» наличниками), а указанному двадцатилетию после воцарения Екатерины II.

Среди крупных позднебарочных зданий выделяются: не сохранившийся дом князей Шаховских на Маросейке (1760–1770-е гг.), дома в усадьбах Кривякино и Хмелита, дом Мещаниновых в Коломне (все – того же двадцатилетия), а также Архиерейские палаты в Вологде (1764–1769). К более плоскостному варианту принадлежат: дом заводчиков Лугининых в Туле, усадебный дом в Лопасне-Зачатьевском и купеческие дома в Великом Устюге (Захарова и Кузнецова). В некоторых случаях декор жилых зданий приобретает легкий, почти рокайльный характер, что заметно в доме заводчиков Ливенцевых в Туле и доме купца Шилова в Великом Устюге.

Особый характер получило екатерининское барокко в композициях и резьбе деревянных иконостасов, среди которых особенно выделяются алтарные преграды Успенского собора во Владимире (1769–1774) и Троицкого собора Гледенского монастыря под Великим Устюгом (1776–1784). Здесь барочная основа композиции сопровождается такой прихотливостью изгибов, возникает такое сочетание и наслоение всевозможных форм, от тяжеловесно-барочных до невесомо-рокайльных, что возникает впечатление своеобразного пиршества, праздника барочетто.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

23.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве

   

23.04.2003 VI-MMIII
Дмитрий Швидковский
«Венецианский заговор» и преобразование русской архитектуры в эпоху Ренессанса

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна