|
|
Школа
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

Дом Шилова в Великом Устюге. 1760-е гг.
Дом князей Шаховских на Маросейке в Москве. 1760–1770-е гг.
Кроме храмов со сложными планами и более простых «кораблей» вроде
Киево-Спасского или Отрады в стиле екатерининского барокко
выделяются московские колокольни. В наиболее ранней
колокольне при церкви Троицы в Серебрянниках (1764–1768),
построенной по заказу А.А.Гончарова, эффектные группы
колонн на углах образуют поистине барочную композицию. В двух более поздних
памятниках, колокольне церкви Иоанна Предтечи под
Бором (1770-е гг.) и двух верхних ярусах колокольни
Новоспасского монастыря (1782–1785), видим те же
группы колонн, но они становятся легче и дополняются
почти рокайльными вазами и другими легкими декоративными деталями.

Иконостас собора Троице-Гледенского монастыря в Великом Устюге. 1776–1784
Иконостас Успенского собора во Владимире. 1769–1774
Удивительно живучими оказываются поставленные на
полукруглых выступах сдвоенные колонны с выносом карниза
над ними. После церкви Екатерины на Ордынке и
угловых ризалитов дома Апраксиных мы встречаем их в усадебных храмах в Воронове
и Хатуни, а также в верхней части колокольни московского
Знаменского монастыря (1784–1789), низ которой украшен уже вполне
раннеклассическим ленточным рустом. Такое же сочетание
барочетто и раннего классицизма несколько ранее видим во
Владимирской церкви (1772–1777) в усадьбе Виноградово генерал-аншефа
А.И.Глебова. Уникальный треугольный план, в который
вписана ротонда, а также тосканские портики и угловые
эдикулы принадлежат французскому классицизму,
но венчающая ротонда, завершенная куполом с люкарнами
и украшенная сдвоенными колоннами, восходит, несомненно, к екатерининскому
барокко.

Колокольня церкви Троицы в Серебрянниках в Москве. 1764–1768
Деталь колокольни церкви Троицы в Серебрянниках
Если волнистый фасад дома Апраксиных на Покровке
был единственным проявлением пластики барочетто в жилой
архитектуре (если не считать робкого подражания в скошенных углах дома Вахромеева в
Ярославле 1780-х гг.), то более строгий, спокойный вариант,
часто снабженный, правда, крупными выступающими
колоннами, получил в 1760–1770-е гг. довольно большое распространение.
Большинство барочных дворцов в Москве и крупных городах, а
также в усадьбах, принадлежит не елизаветинскому времени
(когда в Москве и редких усадьбах строились тяжеловатые палаты с лопатками и
«ушастыми» наличниками), а указанному двадцатилетию
после воцарения Екатерины II.
Среди крупных позднебарочных зданий выделяются: не сохранившийся
дом князей Шаховских на Маросейке (1760–1770-е гг.),
дома в усадьбах Кривякино и Хмелита, дом Мещаниновых в
Коломне (все – того же двадцатилетия), а также Архиерейские палаты в Вологде
(1764–1769). К более плоскостному варианту принадлежат:
дом заводчиков Лугининых в Туле, усадебный дом в Лопасне-Зачатьевском и купеческие
дома в Великом Устюге (Захарова и Кузнецова).
В некоторых случаях декор жилых зданий приобретает
легкий, почти рокайльный характер, что заметно в доме
заводчиков Ливенцевых в Туле и доме купца Шилова в
Великом Устюге.
Особый характер получило екатерининское барокко в
композициях и резьбе деревянных иконостасов, среди
которых особенно выделяются алтарные преграды Успенского
собора во Владимире (1769–1774) и Троицкого собора
Гледенского монастыря под Великим Устюгом (1776–1784).
Здесь барочная основа композиции сопровождается такой
прихотливостью изгибов, возникает такое сочетание и
наслоение всевозможных форм, от тяжеловесно-барочных до
невесомо-рокайльных, что возникает впечатление своеобразного пиршества, праздника
барочетто.
<<вернуться
далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
 | |
|
| | |
|