|
|
Школа
Владимир Седов
Екатерининское барокко, или Барочетто в Москве
VI-MMIII - 23.04.2003

И.П.Жеребцов. Верхние ярусы колокольни Новоспасского монастыря
в Москве. 1782–1785
Колокольня церкви Иоанна Предтечи под Бором в Москве. 1770-е гг.
Иконостасы принадлежат, конечно, искусству декоративному, вторичному, и потому
только перерабатывающему и усиливающему то, что было
найдено в московских постройках. Но и они, и названные
жилые дома в усадьбах и провинциальных городах, и
многочисленные усадебные церкви, рассеянные по центральным губерниям,
показывают широту распространения екатерининского
барокко. Даже в таких сложившихся древнерусских ансамблях, как Троице-Сергиева
лавра или Кирилло-Белозерский монастырь, можно
увидеть памятники позднего барокко: в лавре – крыльцо
Казначейского корпуса с прихотливым декором, а в
Кириллове – придел Кирилла Белозерского с крупными
колоннами и сложным завершением (оба памятника 1780-х гг.).
На кладбище города Вязьмы возвышается церковь
Екатерины (1770–1776), в которой углы нижнего крестообразного объема и центрального четверика под куполом
акцентированы характерными для барочетто пучками колонн.

Фрагмет фасада церкви Екатерины в Вязьме. 1770–1776
Придел Кирилла у собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1780-е гг.
Стиль этот был распространен до конца 1780-х гг.,
хотя, конечно, постепенно терял свои позиции под
натиском раннего классицизма. Центром его была Москва,
а главными заказчиками – аристократические фамилии
московской знати. Это был еще один аристократический стиль,
который в XVIII веке породила Москва: собственный, чуть
отстающий от Петербурга по моде и с неизменными преувеличениями. Эти преувеличения
и упрощения нарастали по мере распространения стиля от круга
князей и графов к архиереям, купцам и промышленникам.

Церковь Владимирская в усадьбе Виноградово. 1772–1777
Колокольня Знаменского монастыря в Москве. 1784–1789
Но если сооружение самых первых зданий екатерининского барокко было вызвано
заказом императрицы и московской аристократии, то
кто же был создателем его со стороны зодчих? Многие
постройки традиция связывает с именем архитектора Карла
Ивановича Бланка (1728–1793): московские церкви Бориса и
Глеба на Арбате, Кира и Иоанна на Солянке и Екатерины на
Всполье, а также колокольню церкви Троицы в Серебрянниках. Менее достоверно
авторство Бланка для церквей Николы в Звонарях и в
Воронове. Все эти храмы действительно объединяет
единый стиль, но кажется, что Бланк не мог быть единственным автором нескольких
десятков церквей и усадеб, характеризующихся общей
стилевой направленностью и довольно сложными решениями. По всей видимости, Бланк,
возглавлявший работы по украшению Москвы к коронации Екатерины II в 1762 г.
и получивший от императрицы заказы на постройку церквей
в честь ее воцарения, действительно много сделал для
сложения языка позднего барокко. Но его стиль, достаточно самостоятельный, все же
имеет много общего с поздними проектами того же Чевакинского и с самыми ранними
проектами Фельтена. В то же время дом Апраксиных с
творчеством Бланка связать очень трудно.

Церковь Санта-Мария Маддалена в Риме. Около 1735 г. Один из самых
ярких образцов стиля барочетто
Кроме Бланка в Москве в этот же период работало еще
несколько достаточно крупных и совсем неизвестных архитекторов. Среди них следует
назвать И.П.Жеребцова (1724–1783), автора колокольни Новоспасского монастыря.
Кроме того, в источниках по истории подмосковных усадеб
встречаются имена ученика Баженова И.П.Некрасова
(церковь в Белкине) и крепостных архитекторов Бабакина
(храм в Отраде) и Агафонова (церковь в Даниловском).
С крыльцом Казначейского корпуса в Троицкой лавре
связано имя архитектора И.Я.Яковлева (1728–1783),
работавшего до этого в Пярну под руководством П.Егорова.
Так что стиль разрабатывался все же несколькими архитекторами, причем в его сложении
участвовали, вероятно, и петербургские архитекторы.
Екатерининское барокко было стилем, лишенным теории
и письменных заявлений больших мастеров. Этот стиль
родился в результате своеобразного освобождения от Растрелли, от индивидуальной и
одновременно всеохватной манеры этого большого мастера.
Поиски позднебарочных архитекторов в тех случаях,
когда они напрямую не обращались к раннему классицизму, вели в сторону рокайльного декора, с одной стороны, и
зрелищных барочных композиций – с другой. В силу определенной суверенности
художественной жизни Москвы был избран путь в сторону
позднего барокко, его сложных композиций и изобретательной
группировки форм. Рококо проявляется в московском
барочетто только эпизодически, а вот свобода изгибов и линий
позднего барокко придала стилю изысканный, но достаточно серьезный характер.
<<вернуться
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
 | |
|
| | |
|