приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа - объект

Марина Вдовиченко
Церковь Одигитрии в Вязьме
XI-MMIV - 30.07.2004

Завершение церкви Одигитрии в Вязьме. Три маленьких стройных шатра – наиболее украшенная часть храма

Этот храм возвышается посередине обширного монастырского двора в начале пологого спуска к речке Бебрь. Это юго-западная окраина Вязьмы, районного центра Смоленской области. Небольшой город на холмистых берегах петляющих речек Вязьма и Бебрь возник на дороге в Литву, на полпути между Москвой и Смоленском. В документах он впервые упоминается в первой половине XIII в. В 1530-х гг. выходец из Данилова монастыря Переславля-Залесского преподобный Герасим основал здесь обитель в честь Иоанна Предтечи.

План

Кем и когда была сооружена вместо деревянного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи каменная церковь Одигитрии, неизвестно – утрачены древние монастырские акты. Принятая в науке дата строительства каменного храма – 1637 г. – ошибочна. Впервые она появилась, по-видимому, у М.А.Ильина из сопоставления двух неточных свидетельств. В описаниях монастыря 1850-х гг. в качестве строителя первого каменного собора фигурирует игумен Гурий без какого-либо документального подтверждения. После опубликования «Списков иерархов» П.М.Строева это имя приобрело датировочное значение – его игуменство падает на 1635–1638 гг., что и послужило основой датировки храма 1637 г. Но настоятелей Гуриев могло быть в обители больше, чем один, тем более данные Строева по этому монастырю пунктирные, не покрывающие весь XVII в. Свидетельства же описаний XIX в. полны неточностями и явными ошибками – можно предположить, что строитель первого каменного храма в монастыре мог быть вовсе не Гурием. В неопубликованных вяземских писцовых книгах 1646 г. все церкви города названы еще деревянными, а в книгах 1673 г. каменная церковь Одигитрии – строящейся. Но принять 1673 г. за дату строительства храма не позволяет его декорация, стиль которой ближе к памятникам 1650-х гг. В эти же неспокойные годы мира-войны с Польшей кажется наиболее уместным и своевременным переосвящение монастырской церкви Иоанна Предтечи и посвящение ее иконе Одигитрии – путеводительницы и защитницы Смоленской земли со времен Владимира Мономаха.

Нельзя сказать, чтобы церковь Одигитрии не была замечена исследователями древнерусской архитектуры. Ее замечали, упоминали – и продолжали писать о других памятниках и тенденциях XVII в. Но если ее датировали 1637 г., то тогда исследователям просто необходимо было признать, что именно в ней, а не в московском храме Троицы в Никитниках (1634–1650) была создана новая для русской архитектуры декоративная система, получившая название узорочья, причем создана была сразу в окончательном и полном своем варианте. Если же храм Одигитрии был построен раньше церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649–1652), то почему тогда не отмечали придуманный в нем новый композиционный прием – трехшатровое завершение?

Общий вид храма с юго-востока 
Вид с севера

Храм Одигитрии не является первопамятником: он был построен позже обоих признанных столичных шедевров. Но в его создании, несомненно, участвовали московские мастера очень высокого ранга. В силу пограничного положения Вязьмы царь Алексей Михайлович с семьей и многочисленным окружением несколько раз посещал город, даже некоторое время жил в нем в 1650-е гг. В этот период или несколько позже сюда могла быть направлена артель или отдельные мастера, выученные иностранными специалистами на строительстве первых зданий нового стиля в Москве – Теремного дворца в Кремле 1630-х гг. и церкви Троицы в Никитниках, а затем создавшие свой, производный от столичного, стиль в храмах 1640-х гг. в Муроме, Владимире, Великом Устюге и в московских храмах 1650-х гг., в том числе в Путинках. Церковь Одигитрии полноправно занимает место в ряду лучших памятников, близко связанных с московско-кремлевскими постройками и формирующих первую волну узорочья XVII в., иначе – стиля Алексея Михайловича.

Храм Одигитрии с юго-запада

В сооружениях этого стиля, имеющих государственное (Спасский собор Нижнего Новгорода) или соборно-монастырское (соборы Новоспасского и Желтоводского монастырей) звучание, заметна сдержанность в украшениях, хотя их декорация все же становится более свободной и сочной по сравнению со зданиями начала XVII в. Храмы же камерных жанров – посадские и небольших монастырей, связанные с верхушкой купечества, охвачены безудержной декоративизацией, причем как снаружи, так и в конструктивных решениях (барабаны и шатры становятся «слепыми»). Основой декорации этого направления является переработанный русскими зодчими североевропейский маньеристический ордер. В качестве же композиционной схемы чаще всего используется найденная в никитниковском храме структура бесстолпного многоглавого сооружения. Вяземская церковь, хоть и является монастырским собором, по своему типу принадлежит именно к посадскому направлению стиля Алексея Михайловича.

далее>>

вверх

 Школа - объект

   

30.07.2004 XI-MMIV
Марина Вдовиченко
Церковь Одигитрии в Вязьме

   

 Школа - вещь

   

30.07.2004 XI-MMIV
Мария Аметова
Проект павильона метро «Кировская»

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна