|
|
Школа - объект
Марина Вдовиченко
Церковь Одигитрии в Вязьме
XI-MMIV - 30.07.2004
Завершение церкви
Одигитрии в Вязьме.
Три маленьких стройных
шатра – наиболее
украшенная часть храма
Этот храм возвышается посередине
обширного монастырского двора в начале
пологого спуска к речке Бебрь. Это юго-западная окраина Вязьмы, районного
центра Смоленской области. Небольшой
город на холмистых берегах петляющих
речек Вязьма и Бебрь возник на дороге
в Литву, на полпути между Москвой
и Смоленском. В документах он впервые
упоминается в первой половине XIII в.
В 1530-х гг. выходец из Данилова монастыря Переславля-Залесского преподобный
Герасим основал здесь обитель в честь
Иоанна Предтечи.
План
Кем и когда была сооружена вместо
деревянного храма Усекновения главы
Иоанна Предтечи каменная церковь
Одигитрии, неизвестно – утрачены древние монастырские акты. Принятая в науке
дата строительства каменного храма –
1637 г. – ошибочна. Впервые она появилась, по-видимому, у М.А.Ильина из сопоставления двух неточных свидетельств.
В описаниях монастыря 1850-х гг. в качестве строителя первого каменного собора
фигурирует игумен Гурий без какого-либо
документального подтверждения. После
опубликования «Списков иерархов»
П.М.Строева это имя приобрело датировочное значение – его игуменство падает
на 1635–1638 гг., что и послужило
основой датировки храма 1637 г. Но настоятелей Гуриев могло быть в обители
больше, чем один, тем более данные
Строева по этому монастырю пунктирные,
не покрывающие весь XVII в.
Свидетельства же описаний XIX в. полны
неточностями и явными ошибками –
можно предположить, что строитель
первого каменного храма в монастыре мог
быть вовсе не Гурием. В неопубликованных вяземских писцовых книгах 1646 г.
все церкви города названы еще деревянными, а в книгах 1673 г. каменная
церковь Одигитрии – строящейся.
Но принять 1673 г. за дату строительства
храма не позволяет его декорация, стиль
которой ближе к памятникам 1650-х гг.
В эти же неспокойные годы мира-войны
с Польшей кажется наиболее уместным
и своевременным переосвящение
монастырской церкви Иоанна Предтечи
и посвящение ее иконе Одигитрии – путеводительницы и защитницы Смоленской
земли со времен Владимира Мономаха.
Нельзя сказать, чтобы церковь
Одигитрии не была замечена исследователями древнерусской архитектуры.
Ее замечали, упоминали – и продолжали
писать о других памятниках и тенденциях
XVII в. Но если ее датировали 1637 г.,
то тогда исследователям просто необходимо было признать, что именно в ней,
а не в московском храме Троицы в Никитниках (1634–1650) была создана новая
для русской архитектуры декоративная
система, получившая название узорочья,
причем создана была сразу в окончательном и полном своем варианте. Если же
храм Одигитрии был построен раньше
церкви Рождества Богородицы в Путинках
в Москве (1649–1652), то почему тогда
не отмечали придуманный в нем новый
композиционный прием – трехшатровое
завершение?
Общий вид храма с юго-востока
Вид с севера
Храм Одигитрии не является
первопамятником: он был построен позже
обоих признанных столичных шедевров.
Но в его создании, несомненно, участвовали московские мастера очень высокого
ранга. В силу пограничного положения
Вязьмы царь Алексей Михайлович
с семьей и многочисленным окружением
несколько раз посещал город, даже
некоторое время жил в нем в 1650-е гг.
В этот период или несколько позже сюда
могла быть направлена артель или отдельные мастера, выученные иностранными
специалистами на строительстве первых
зданий нового стиля в Москве – Теремного дворца в Кремле 1630-х гг. и церкви
Троицы в Никитниках, а затем создавшие
свой, производный от столичного, стиль
в храмах 1640-х гг. в Муроме, Владимире,
Великом Устюге и в московских храмах
1650-х гг., в том числе в Путинках.
Церковь Одигитрии полноправно занимает
место в ряду лучших памятников, близко
связанных с московско-кремлевскими
постройками и формирующих первую
волну узорочья XVII в., иначе – стиля
Алексея Михайловича.
Храм Одигитрии
с юго-запада
В сооружениях этого стиля, имеющих государственное (Спасский собор
Нижнего Новгорода) или соборно-монастырское (соборы Новоспасского
и Желтоводского монастырей) звучание,
заметна сдержанность в украшениях, хотя
их декорация все же становится более
свободной и сочной по сравнению со зданиями начала XVII в. Храмы же камерных
жанров – посадские и небольших
монастырей, связанные с верхушкой
купечества, охвачены безудержной
декоративизацией, причем как снаружи,
так и в конструктивных решениях (барабаны и шатры становятся «слепыми»).
Основой декорации этого направления является переработанный русскими зодчими
североевропейский маньеристический
ордер. В качестве же композиционной
схемы чаще всего используется найденная
в никитниковском храме структура
бесстолпного многоглавого сооружения.
Вяземская церковь, хоть и является
монастырским собором, по своему типу
принадлежит именно к посадскому направлению стиля Алексея Михайловича.
далее>>
|
|
Школа - объект
|
| | |
| |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
| |
|
| | |
|