|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль неогрек в Москве
II-MMI - 16.12.2001
А.А. Драницын. Особняк на Страстном бульваре. 1899
Вот, кажется, и все. Лабруст строил библиотеки, в которых неогреческими были лишь фасады (и то с оговорками). Остальные здания стиля вписываются в типологический треугольник храм-музей-парламент. Направление было, безусловно, ярким, но ограниченным именно в силу функциональной и формальной скудости. Все основные его постройки вписываются в промежуток между 1830-ми и 1870-ми годами.
Но в России стилю была уготована другая судьба.
Петербург, кажется, совершенно лишен неогреческих зданий, за исключением созданного Кленце Эрмитажа. При императорском дворе Николая I А.И.Штакеншнейдер возвел несколько игровых зданий в стиле неогрек, но среди них чистотой форм выделяется только Бельведер в Петергофе (1852-1856), а остальные ближе к помпейским формам (павильоны Царицын и Озерки близ Петергофа). Эти постройки возводились в загородных резиденциях и не получили продолжения.
А.С. Каминский. Особняк А.И. Сергеевой. 1884
Они остались свидетельством заимствования форм у фон Кленце и даже, может быть, у Шинкеля.
Но в Москве стиль получил совершенно неожиданное продолжение. Он жил долго, он накатывал на город двумя волнами. Мы этого совсем не замечаем, но город буквально наполнен зданиями в стиле неогрек. Стоит только выучить его основные приемы и мотивы, и на бульварах и улицах, в переулках и на площадях будут различимы многочисленные образцы новогреческой архитектуры. Москва оказывается центром этого стиля, его рассадником и проводником, Москва выбрасывает отдельные образцы неогрека в губернские и уездные города России.
Первая волна стиля неогрек пришла в Москву в 1860-х годах и схлынула только в 1880-1890-е годы. Основным архитектором первой волны можно считать А.С.Каминского (1829-1897), зятя братьев Третьяковых, мастера, близкого к купеческой среде и строившего преимущественно для купечества.
Р.И. Клейн. Особняк В.А. Морозовой. 1886
Но первым зданием стиля неогрек был, все же, не купеческий дом в Замоскворечье (там, в "сонном царстве", так и не появилось ни одного заметного сооружения в этом стиле), а дворянский особняк князя Шаховского на Моховой улице, 6 (1868). Это не вновь возведенный дом, а перестройка уже существовавшего ампирного особняка, в котором на фасаде добавлен дробный "греческий" декор, а вместо строгого позднеклассического портика выстроен изысканный и очень декоративный ионический портик, сразу указывающий на образец - Эрехтейон.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|