|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль неогрек в Москве
II-MMI - 16.12.2001
А.И. Резанов. Особняк К.Т. Солдатенкова.
1870-е годы
Эрехтейон с его "домашними" пропорциями и сложной композицией оказался для жилых зданий неогреческого стиля (как в Москве, так и в Берлине и Глазго, стиль которых ближе всего к московскому) более важным образцом, чем Парфенон и другие дорические периптеры. Если последние могли для архитекторов-археологов служить примером только для крупных общественных зданий, предпочтительно храмов (как Валгалла фон Кленце или приходские церкви Глазго Томпсона), то маленький Эрехтейон служил своеобразной энциклопедией малых форм, а его сложная объемная композиция могла быть легко трансформирована в виллу или особняк с разными фасадами, верандами, портиками и галереями.
Каминский продолжил развитие стиля в здании Биржи на Ильинке, 6 (1873), где, взамен неоренессансных форм предшествующей Биржи М.Д.Быковского (1835), устроил ионическую лоджию в антах и украсил стены рустом, подражающим квадровой кладке.
К.Г. Трейман. Особняк в Денежном переулке.
1899-1900
Ту же линию Каминский развивает в купеческих особняках: скромном доме на Тверском бульваре, 25 (1882) и пышном, переполненном декором особняке купчихи А.И.Сергеевой в Калашном переулке, 12 (1884).
Петербургский архитектор А.И.Резанов (1817-1887) в своих московских работах тоже показывает неогреческий стиль, который в то время был, видимо, наиболее востребованным. Если в особняке К.Т.Солдатенкова, старообрядческого купца и книгоиздателя, на Мясницкой, 37 (1870-е гг.) он добавляет к уже существующему зданию дробный портик (то есть подхватывает решение, найденное Каминским в доме Шаховского), то в особняке чаеторговца К.С.Попова на Смоленском бульваре, 26/9 (1876-1879) архитектор развертывает парадную композицию с обрамленным крыльями двором, в который выступает несущий балкон эффектный полукруглый портик.
М.А. Фидлер. Деревянный особняк в
Гусятниковом переулке
Купеческие особняки первой волны стиля неогрек строятся во множестве до девяностых годов XIX века, среди наиболее значительных можно назвать построенное В.А.Коссовым крыло более раннего дома немецких коммерсантов Вогау-Бонза на Воронцовом поле, 3 (1885) и сооруженный архитектором А.А.Драницыным особняк на Страстном бульваре, 11 (1899). Более сложным и отточенным декором отличается ранняя работа Р.И.Клейна (1858-1924) - особняк фабрикантши и меценатки В.А.Морозовой на Воздвиженке, 14 (1886). Изредка появлялись и деревянные неогреческие по декору особняки, вроде построенного архитектором М.А.Фидлером дома в Гусятниковом переулке, 7 (1880), где стиль выражается в ионических пилястрах и вставках с акротериями и меандром. Во всех этих постройках чувствуется позднеклассическая основа, несколько измененная в сторону свободы плана, а фасадный декор представляет вольные композиции с несимметричными и как бы необязательными аппликациями археологически-точного в деталях декора. Важную роль играют ризалиты, украшенные кариатидами, гермами или сфинксами.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|