|
|
Школа
Наталья Мерзлютина
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря
XIV-MMV - 31.08.2005
Надвратная церковь
Преображения
Новодевичьего монастыря. 1680-е гг.
Преображенская церковь над Святыми
воротами Новодевичьего монастыря
входит в комплекс построек, возведенных
царевной Софьей Алексеевной в период
ее регентства при малолетних государях
Иоанне и Петре (1682–1689). В результате строительной деятельности регентши
древний монументальный Смоленский
собор был окружен каменным ожерельем
построек т. н. нарышкинского стиля.
Одним из его лучших примеров является надвратный храм Преображения,
торжественно освященный патриархом
Иоакимом 5 августа 1688 г. Несмотря
на раннюю дату постройки и очевидные художественные достоинства, храм
выпал из контекста формирования
нарышкинского стиля. Связано это
с тем, что церковь принадлежит к традиционному бесстолпному типу храма
с пятью глухими барабанами глав, архаичному для нарышкинского стиля,
с точки зрения историков архитектуры.
Лучшими памятниками нового стиля
априори считаются центрические ярусные храмы, такие как церковь Покрова
в Филях, возведенная Л.К. Нарышкиным
(1689–1693). Пристальный интерес исследователей к этому памятнику в 1920-е
гг. привел к тому, что за стилем закрепилось название «нарышкинского».

План по уровню храма
Этот стиль был ведущим в архитектуре Москвы рубежа XVII–XVIII вв. Он
возник благодаря культурным связям
России с европейскими странами, впитав
ренессансные, барочные и маньеристические черты. В то же время в рамках
нарышкинского стиля, характеристикой которого служит появление новых
объемно-пространственных композиций
и новых форм декоративного убранства, параллельно с новаторской линией
возводится множество традиционных
памятников. Бесстолпный храм, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный
пятью главами, был традицией, выработанной самим XVII веком. Отсчет храмов
этого типа принято вести от церкви
Троицы в Никитниках (1634–1650) или
от церкви Екатерины в Московском
Кремле, построенной Джоном Талером
(1627). В эпоху нарышкинского стиля этот
тип не исчезает, он обогащается новыми
архитектурными и декоративными
формами. Одним из ранних и наиболее
выразительных примеров ставшего уже
традиционным бесстолпного храма и служит Преображенская надвратная церковь
Новодевичьего монастыря.

План по уровню ворот
При первом же взгляде на памятник поражает его высота, стройность
и великолепие белокаменного декора.
Основной четверик храма в плане очень
невелик и чуть растянут в поперечном
направлении. С востока и запада к нему
примыкают равные по величине прямоугольные объемы алтаря и притвора, а вся
композиция увенчана пятью грушевидными главами на граненых барабанах.
Объем парадных ворот служит мощным
постаментом для храма, подчеркивая его
изящность и образуя вокруг открытую
обходную галерею. Тройная арка ворот
напоминает триумфальную. Ее пролеты
фланкированы сдвоенными колоннами
коринфского ордера.
Вытянутость четверика по вертикальной оси подчеркнута тремя ярусами
световых окон, прекрасно освещающими
внутреннее пространство. Окнам третьего
света соответствуют тонкие сдвоенные
колонки коринфского ордера, которые
покоятся на вытянутых филенчатых
постаментах, соответствующих окнам
второго света. Все окна имеют одинаковый декор в виде пышных разорванных
наверший, поддерживаемых гермовидными каннелированными пилястрами.
Верх четверика декорирован великолепными раковинами, поставленными
по две на каждой грани. Плавное «позакомарное» покрытие смягчает переход
к пятиглавию. Углы барабанов, имеющих восьмигранную форму, закреплены
небольшими колонками.
Присоединение к традиционному
пятиглавому храму равных по величине
притвора и алтаря, его стройность, подчеркнутая тремя ярусами окон, постановка
на значительно больший постамент проездных ворот придают общей композиции
высоту, симметрию и пирамидальный
характер, свойственные памятникам
ярусного типа. В Преображенской надвратной церкви новаторскими являются
и прямоугольная абсида, и три яруса окон,
и грушевидные купола, и, конечно же,
белокаменное убранство.
Особого внимания заслуживают
великолепные раковины в тимпанах кокошников. Подобный мотив заставляет
вспомнить Архангельский собор Московского Кремля (1505–1508), построенный
итальянским архитектором Алевизом
Новым. Ассоциации с Архангельским
собором, по-видимому, запланированы
заказчиком и вызваны желанием напомнить об усыпальнице московских князей
и царей и, соответственно, о своем царском происхождении. После смерти царя
Федора Алексеевича его сестра царевна
Софья активно претендовала на царский
престол и фактически отстраивала монастырь как царскую резиденцию. Надписи
на монастырских колоколах 1684 и 1688
гг. сообщают, что Софья Алексеевна «того
святого дому из давних лет строительница,
а ныне наипаче имеет прилежное попечение к устроению».
далее>>
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
|