приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Высотные здания позднего сталинизма
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Д. Н. Чечулин и мастерская. Высотный дом МВД в Зарядье. Перспектива Красной площади с «высоткой» в глубине. 1947 г. ГНИМА–МУАР

Итак, в проектном задании сформулированы три трудно уживающиеся вместе задачи: создать в Москве неамериканские небоскребы, соотнести их с планируемым, но еще не построенным супернебоскребом – Дворцом Советов, и связать силуэты новых зданий с историческим силуэтом древнего города. Можно сразу сказать, что задача построить неамериканские по виду небоскребы так и не была выполнена: почти каждый квалифицированный наблюдатель отмечает несомненное сходство отдельных частей композиции и декоративных решений с постройками чикагской школы 1920-х гг. (смотри, например, чикагские здания6 – Stevens Hotel 1927 г., обработка фасадов которого определенно напоминает Московский университет, и башню Chicago Tribune 1925 г., увенчанную готической башней – почти как в здании МИДа) или небоскребами Нью-Йорка того же времени. Можно также указать на то, что при различии формы завершений в Чикаго и Москве основной принцип устройства этих завершений одинаков: на современное здание «ставится» верхушка в историческом стиле, которая, как показывает конкурс на здание газеты «Чикаго Трибьюн», может быть и византийским храмом, и башней готического собора, и минаретом Хиральда из Севильи. В этот ряд может встроиться и башня Кремля, и шатровый храм – такой, как храм Василия Блаженного, и башня петербургского Адмиралтейства со знаменитым шпилем.

Б. М. Иофан. Московский государственный университет Перспектива. Вариант. 1947 г. ГНИМА–МУАР

Но одновременно с тем, что американизм высотных зданий все же заметен, еще более заметны московские, русские особенности этих башнеобразных сооружений. А это значит, что ставившие задачи во многом добились своего: американизм виден немногим специалистам, а своеобразие и «русскость» высоток воспринимается всеми.

Л. В. Руднев (и мастерская?) Московский государственный университет. Перспектива Вариант со статуей Ленина 1948 г. ГНИМА–МУАР

То, что действительно не хотели подражания, ясно, например, из свидетельства М. В. Посохина, одного из авторов высотного дома на площади Восстания и крупного архитектора последующих советских периодов, «оттепели» и застоя. Он пишет: «Интересно, что тогда (во время проектирования здания на площади Восстания – В. С.) нам нельзя было в приказном порядке пользоваться иностранными журналами при проектировании; тем самым исключалось заимствование и влияние Запада. Но желания такого не возникало; и мы увлекались русскими высотными композициями»7.

Высотные здания Москвы можно рассматривать как архитектурный ответ США, которые после II Мировой войны стали основным соперником необыкновенно усилившегося СССР. И даже если правительственное постановление предупреждает о недопустимости повторения заграничных образцов, они все равно повторяются. СССР, Сталин, Москва отныне следят только за Америкой, и повторение американских форм (с несомненным желанием их превзойти, затмить, посрамить) в архитектуре теперь неминуемо, хотя декларируется как раз отказ от повторения.

А. Г. Мордвинов и мастерская. Гостиница «Украина». Перспектива от моста 1947 г. ГНИМА–МУАР

Итак, первая линия в «высотных домах» – американская, небоскребная, подражательная. В принципе эта линия близка стилю Ар Деко, родившемуся в межвоенный период во Франции, но получившему большое распространение в американской архитектуре. В Ар Деко смешение современного, техницистского образа с исторической тематикой, выражающейся прежде всего в декорации, является основной из характеристик стиля. Влияние и распространение Ар Деко в СССР до сих пор подробно не исследованы, но уже сейчас мы можем говорить о том, что этот стиль распространялся и в предвоенное время, но по большей части во французском варианте. «Высотки» можно воспринимать как знак переориентации архитектуры СССР с французского варианта стиля Ар Деко (во Франции после войны, к тому же, прекратившего существование) на американский вариант. Этот американский вариант был уже в прошлом, он царствовал в США минимум 20 лет назад, но это никого не смущало: на уровне ассоциаций было понятно – с кем спорим и соревнуемся, тогда как письменно и, конечно, устно сходство с Америкой отвергалось. Американская линия внутри архитектуры высоток говорит о борьбе и взаимном переглядывании культур сверхдержав послевоенного мира.

Есть еще линия Дворца Советов, на силуэт и образ которого должны были равняться проектировщики высотных зданий. Но силуэт Дворца Советов в виде башни, увенчанной скульптурой Ленина, достаточно далек от того, что мы имеем в высотных зданиях Москвы. Первоначальный проект Московского университета (МГУ), правда, имел поначалу в завершении статую Ленина, но потом ее заменили на шпиль. Можно говорить о том, что тот стиль, который был во многом заимствован Б. М. Иофаном у итальянского архитектора неоклассического направления Армандо Бразини (Иофан учился у него и работал в его мастерской), в высотках Москвы уже отвергнут или заменен американским вариантом Ар Деко с определенными изменениями и дополнениями. Кажется, что ссылка на Дворец Советов в постановлении Совета Министров – скорее дипломатическая (и идеологическая) фраза, чем действительный призыв к реальному повторению реального прототипа.

А. Г. Мордвинов и мастерская. Гостиница «Украина». Перспектива фасада с раскраской. 1947 г. ГНИМА–МУАР

Третья линия, выделяемая в архитектуре «высоток» – линия национальная, понимаемая современниками как традиционно русская. Прямое указание на такую трактовку есть в уже процитированной фразе правительственного постановления, где говорится о равнении на историческую архитектуру Москвы. Архитектор В. К. Олтаржевский, участвовавший в сооружении высотных зданий и написавший о них книгу, уже прямо пишет, что «строительство высотных сооружений имеет давнюю и прочную историческую традицию в русской архитектуре», причем называет в качестве прообразов башни кремлей и монастырей, кремлевскую колокольню Ивана Великого, другие многоярусные колокольни, башню и шпиль Адмиралтейства. Чуть ниже тот же автор говорит о том, что «в русской архитектуре сооружение высотных зданий всегда связывалось с самыми значительными историческими событиями в жизни народа и страны. Высотные здания придали старым русским городам – и в первую очередь Москве – их своеобразный, ярко выраженный силуэт»8.

Откуда же появилась эта национальная, историческая линия? Следует отметить, что она связана, безусловно, с линией Сталина на возвеличивание русского народа и всего русского, появившейся во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и особенно ярко проявившейся в знаменитом тосте Сталина на приеме в Кремле 24 мая 1945 года: «Я пью прежде всего за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза… Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».

6 Chicago Architecture. 1872–1922. Birth of a Metropolis. Ed. By J. Zukowsky. Munich, 1977.

7 Посохин М. В. Дороги жизни: Из записок архитектора. М., 1995. С. 49.

8 Олтаржевский В. К. Строительство высотных зданий в Москве. С. 3.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Высотные здания позднего сталинизма
   

 Школа - вещь

   
10.08.2006 XVIII-MMV
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Архитектурная графика раннего русского барокко
   

 Школа - юбилей

   
10.08.2006 XVIII-MMV
Карен Бальян
Город, смотрящий на Арарат
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна