приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Архитектурная графика раннего русского барокко
XVIII-MMVI - 10.08.2006

1. Фасад двух порталов неизвестной церкви в Москве или ее окрестностях.
Первая треть XVIII в.

Чертежи начала XVIII века необычайно редки и еще очень мало исследованы. Нет ясного представления ни о технике, ни о характере изображения, ни о стиле. Между тем, даже первичное изучение этого материала наталкивает на мысли о существовавшей стилевой общности, включавшей как здания в натуре, так и проектные и фиксационные чертежи. Мы вынесли в заглавие термин «раннее барокко», но его необходимо конкретизировать. Речь идет о начальном этапе барокко в русской архитектуре. Хронологически, по нашему мнению, этот период занимает промежуток примерно с 1700 г. по 1741 г., то есть четыре первых десятилетия. С одной стороны он ограничивается нарышкинским стилем, не имевшим, по всей видимости, проектной графики, а с другой – наступлением в 1740-е гг. мощной и очень развитой графической манеры Ф. Б. Растрелли и его учеников. Так что раннее барокко в архитектурной графике существует в довольно жестких хронологических и стилевых рамках (пустота до и пышность после, древнерусское искусство до и высокое барокко после). Понятно, что некоторые вещи могут выбиваться за пределы этих рамок (так, чертеж церкви в Троекурове может относиться и к концу XVII века, а часть чертежей, по своему характеру принадлежащих раннему барокко, могла быть выполнена уже в «эпоху Растрелли», хотя еще в старой манере). Но это не мешает выделить стилистически и художественно единое целое, которое характеризуется как раннее барокко.

2. Проект неизвестного парка в духе Д. Трезини
Первая четверть XVIII в.

Особенности графики этого времени мы показываем на материале корпуса чертежей из Музея архитектуры, до сих пор не опубликованных и не исследованных. Во всех выявленных в коллекции 14 листах, относимых нами к этому периоду, можно отметить особый характер подачи материала: мы предлагаем называть его гравюрным. Речь идет о том, что в чертежах главенствуют четкие и чаще всего уверенные чернильные линии, ясно ограничивающие объекты и вносящие в чертежи определенную каркасность. Очень редко в этот период применяется отмывка и раскраска, а если последняя и появляется, то носит подчиненный, вспомогательный характер. Особенности графики этого периода мы объясняем двумя связанными между собой причинами: деловитостью и утилитарностью петровского времени (и последующего, зависимого от петровского в культурном отношении), а также сильнейшим влиянием как видовой гравюры, так и прежде всего гравированных чертежей, через посредство которых во многих случаях осуществлялось заимствование отдельных форм и целых композиций. В результате делового (а не репрезентативного) подхода к чертежам и употребления гравюрной манеры сложилась определенная стилевая общность, позволившая вычленить архитектурную графику этого периода. Следует только отметить, что в Петербурге в этот же период появлялись графические листы крупных архитекторов, в которых применялась более развитая и более изысканная манера подачи материала – с отмывкой, раскраской, тонкими линиями (речь идет о работах Ж.-Б. Леблона, Н. Микетти и Г.-И. Маттарнови), но большинство сохранившихся листов таких петербургских архитекторов, как Н.-Ф. Гербель, М. Г. Земцов, Д. Брукет или Ф. де Вааль, можно отнести к той же, практической и суровой гравюрной манере, что мы видим в публикуемом корпусе чертежей из Музея архитектуры. Большая часть этих чертежей связана с Москвой, хотя среди них есть и проекты первых построек Петербурга.

3. Д. Трезини (?). Проект типовых жилых домов
Первая четверть XVIII в.

4. Проект галерной гавани
Начало XVIII в.

5. План сада
Первая треть XVIII в.

далее>>

вверх

 Школа

   
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Высотные здания позднего сталинизма
   

 Школа - вещь

   
10.08.2006 XVIII-MMV
Владимир Седов, Татьяна Дудина, Татьяна Никитина, Ирина Седова
Архитектурная графика раннего русского барокко
   

 Школа - юбилей

   
10.08.2006 XVIII-MMV
Карен Бальян
Город, смотрящий на Арарат
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна