|
|
Школа
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве
XIV-MMV - 31.08.2005
Последний период развития московского неоренессанса
приходится на конец XIX в.
и имеет некоторое продолжение в самом начале XX в.
В это время в Москве работают
как москвичи, окончившие
московское училище живописи, ваяния и зодчества, так
и выпускники петербургской
Академии или Петербургского
института гражданских инженеров. Различия в творчестве
выпускников различных школ
обнаружить крайне трудно.
Это говорит не о провинциальности Москвы (она таковой
в этот период не была), а о том,
что и в Петербурге и в Москве
складывается некий общий
имперский стиль. Этот стиль по
методу эклектичен, поскольку
не имеет собственных форм,
а пользуется собранными из
разных источников, но само
количество этих источников
существенно возросло. Теперь
в арсенал декоративных форм
входят и детали итальянского
маньеризма, и французского
ренессанса, и французского
раннего барокко. Все это в третьем периоде не цитируется
напрямую, а стилизуется и организуется в некую похожую
на свой образец композицию,
которая затем сплавляется
с другими подобными композициями, образуя цельный
и слитный фон, в котором
отдельные цитаты неразличимы. Это касается как
сочетания декоративных
деталей, так и общих композиционных схем: в этом периоде
архитекторы придумывают
новые схемы, соответствующие образу доходного дома,
особняка, театра или вокзала,
но не связанные с каким-либо
конкретным типом прошлого –
палаццо, замком, ратушей
и т.п. В результате можно говорить если не о синтезе нового
стиля из старых источников,
то о синтетическом характере последней фазы старого
стиля. В этой фазе сплавленность отдельных форм как
будто предвещает грядущий
модерн, влияние которого,
в свою очередь, сказывается на
«отстающих» образцах эклектики рубежа XIX–XX вв.

С.С. Эйбушитц
Международный торговый банк
на Кузнецком мосту, 15/8
1898

В.П. Загорский
Доходный дом бр.
Фирсановых на 1-й
Мещанской, 3
1885

А.Ф. Мейснер
Доходный дом. Романов пер., 3
1895–1898
Хотя поздний период
неоренессанса имел в основном синтетический характер,
в этот период все же можно
встретить примеры стилизации конкретных стилей,
причем стилизации достаточно
точной и вдумчивой. В особняке
князя Святополк-Четвертинского (Поварская, 50. 1887)
П.С. Бойцов обратился к типу
французских замков рубежа
XVI–XVII вв. В.А. Мазырин
в особняке А.А. Морозова (Воздвиженка, 16. 1894−1898)
стилизовал полюбившийся
заказчику стиль португальского ренессанса, мануэлино,
с характерными канатами
и ракушками на поверхности
стен. И, наконец, Н.Г. Зеленин в особняке на Большой
Никитской, 43 (1900) достаточно точно стилизовал формы
римского палаццо XVI в.

К.М. Быковский
Зоологический музей
Б. Никитская, 6
1898−1902

Б.В. Фрейденберг
Сандуновские бани
Неглинная, 14
1894−1895

Б.В. Фрейденберг,
С.Н. Шестаков
Петровские линии
1876
Синтетический, а потому более вольный характер
имели композиция и декор
другой группы московских
особняков, сложносочиненных, не имеющих прямого
образца, а скомпонованных из
свободно обыгранных неоренессансных деталей, а также
отличающихся необычными,
необязательными и подчеркнуто новыми композициями,
не находящими прецедентов
в прошлом, а потому вступающими в определенное
противоречие с декором. К этой
группе относятся следующие
особняки: Т.И. Коробкова на
Пятницкой ул., 33 (Л.Н. Кекушев, С.С. Шуцман.
1894−1899); М.И. Рекк на Пятницкой ул., 64 (С.В. Шервуд.
1897) и С.П. Берга в Денежном
пер., 5 (П.С. Бойцов. 1897).
Тот же вольный характер имеют синтетические по
методу компоновки объемов
и способу цитирования отдельных декоративных деталей
крупные общественные здания
Москвы 1890-х – начала 1900-х
гг. Их массивные объемы,
приспособленные к функции,
иногда не напоминают ренессансные прототипы, а только
используют неоренессансный
ордерный язык для декорировки фасадов. Такой способ
работы мы видим в Зоологическом музее на Б. Никитской,
6 (К.М. Быковский. 1892–1902), в Государственном
банке на Неглинной, 12
(К.М. Быковский. 1893−1895)
и в Международном торговом
банке на Кузнецком мосту, 15
(С.С. Эйбушиц. 1898).

В.А. Мазырин
Особняк А.А. Морозова
Воздвиженка, 16
1894−1898

Л.Н. Кекушев,
С.С. Шуцман
Особняк Т.И. Коробкова на
Пятницкой улице, 33
1894−1899

С.В. Шервуд
Особняк М.И. Рекк на
Пятницкой улице, 64
1897
С другой стороны, в целом ряде случаев большие
общественные здания все же
напоминают, пусть и отдаленно, ренессансные палаццо,
но увеличенные до гигантских размеров и снабженные
необыкновенно пышным
декором, как ордерным, так
и скульптурным. К этой линии
можно отнести Строгановское
училище на Рождественке,
11 (С.У. Соловьев. 1891)
и Сандуновские бани на
Неглинной, 14 (Б.В. Фрейденберг. 1894−1895).
Ко второй линии примыкают многоквартирные
доходные дома, получившие
достаточно широкое распространение в Москве только
в конце XIX в. В доходных
домах синтетического периода чаще всего используется
образ замка французского
ренессанса (это, вероятно,
указывает на французские
источники типа), распространенного на целый квартал
и снабженного башенками
с шатровыми кровлями, эркерами, мансардами и дробным
декором. Этот тип представлен следующими домами: бр.
Фирсановых на 1-й Мещанской, 3 (В.П. Загорский. 1885);
Романов пер., 3 (А. Ф. Мейснер. 1895–1898); Арбат, 28
(Остроградский А.А. 1903).
В синтетическом варианте
ренессанса видны уже некоторые формы и решения, которые
будут использованы в стиле
модерн. Последний в начале
XX в. буквально сметает эклектику, опыт неоренессансного
направления которой окажется
востребованным лишь спустя
десятилетие, в неоренессансных стилизациях Жолтовского
и Лялевича.
<<вернуться
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
|