приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов 
Неоренессанс и необарокко в Москве

XIV-MMV - 31.08.2005

Последний период развития московского неоренессанса приходится на конец XIX в. и имеет некоторое продолжение в самом начале XX в. В это время в Москве работают как москвичи, окончившие московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и выпускники петербургской Академии или Петербургского института гражданских инженеров. Различия в творчестве выпускников различных школ обнаружить крайне трудно. Это говорит не о провинциальности Москвы (она таковой в этот период не была), а о том, что и в Петербурге и в Москве складывается некий общий имперский стиль. Этот стиль по методу эклектичен, поскольку не имеет собственных форм, а пользуется собранными из разных источников, но само количество этих источников существенно возросло. Теперь в арсенал декоративных форм входят и детали итальянского маньеризма, и французского ренессанса, и французского раннего барокко. Все это в третьем периоде не цитируется напрямую, а стилизуется и организуется в некую похожую на свой образец композицию, которая затем сплавляется с другими подобными композициями, образуя цельный и слитный фон, в котором отдельные цитаты неразличимы. Это касается как сочетания декоративных деталей, так и общих композиционных схем: в этом периоде архитекторы придумывают новые схемы, соответствующие образу доходного дома, особняка, театра или вокзала, но не связанные с каким-либо конкретным типом прошлого – палаццо, замком, ратушей и т.п. В результате можно говорить если не о синтезе нового стиля из старых источников, то о синтетическом характере последней фазы старого стиля. В этой фазе сплавленность отдельных форм как будто предвещает грядущий модерн, влияние которого, в свою очередь, сказывается на «отстающих» образцах эклектики рубежа XIX–XX вв.

С.С. Эйбушитц 
Международный торговый банк на Кузнецком мосту, 15/8 
1898

В.П. Загорский 
Доходный дом бр. Фирсановых на 1-й Мещанской, 3 
1885

А.Ф. Мейснер 
Доходный дом. Романов пер., 3 
1895–1898

Хотя поздний период неоренессанса имел в основном синтетический характер, в этот период все же можно встретить примеры стилизации конкретных стилей, причем стилизации достаточно точной и вдумчивой. В особняке князя Святополк-Четвертинского (Поварская, 50. 1887) П.С. Бойцов обратился к типу французских замков рубежа XVI–XVII вв. В.А. Мазырин в особняке А.А. Морозова (Воздвиженка, 16. 1894−1898) стилизовал полюбившийся заказчику стиль португальского ренессанса, мануэлино, с характерными канатами и ракушками на поверхности стен. И, наконец, Н.Г. Зеленин в особняке на Большой Никитской, 43 (1900) достаточно точно стилизовал формы римского палаццо XVI в.

К.М. Быковский 
Зоологический музей 
Б. Никитская, 6 
1898−1902

Б.В. Фрейденберг 
Сандуновские бани 
Неглинная, 14 
1894−1895

Б.В. Фрейденберг, С.Н. Шестаков 
Петровские линии 
1876

Синтетический, а потому более вольный характер имели композиция и декор другой группы московских особняков, сложносочиненных, не имеющих прямого образца, а скомпонованных из свободно обыгранных неоренессансных деталей, а также отличающихся необычными, необязательными и подчеркнуто новыми композициями, не находящими прецедентов в прошлом, а потому вступающими в определенное противоречие с декором. К этой группе относятся следующие особняки: Т.И. Коробкова на Пятницкой ул., 33 (Л.Н. Кекушев, С.С. Шуцман. 1894−1899); М.И. Рекк на Пятницкой ул., 64 (С.В. Шервуд. 1897) и С.П. Берга в Денежном пер., 5 (П.С. Бойцов. 1897).

Тот же вольный характер имеют синтетические по методу компоновки объемов и способу цитирования отдельных декоративных деталей крупные общественные здания Москвы 1890-х – начала 1900-х гг. Их массивные объемы, приспособленные к функции, иногда не напоминают ренессансные прототипы, а только используют неоренессансный ордерный язык для декорировки фасадов. Такой способ работы мы видим в Зоологическом музее на Б. Никитской, 6 (К.М. Быковский. 1892–1902), в Государственном банке на Неглинной, 12 (К.М. Быковский. 1893−1895) и в Международном торговом банке на Кузнецком мосту, 15 (С.С. Эйбушиц. 1898).

В.А. Мазырин 
Особняк А.А. Морозова 
Воздвиженка, 16 
1894−1898

Л.Н. Кекушев, С.С. Шуцман 
Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице, 33 
1894−1899

С.В. Шервуд 
Особняк М.И. Рекк на Пятницкой улице, 64 
1897

С другой стороны, в целом ряде случаев большие общественные здания все же напоминают, пусть и отдаленно, ренессансные палаццо, но увеличенные до гигантских размеров и снабженные необыкновенно пышным декором, как ордерным, так и скульптурным. К этой линии можно отнести Строгановское училище на Рождественке, 11 (С.У. Соловьев. 1891) и Сандуновские бани на Неглинной, 14 (Б.В. Фрейденберг. 1894−1895).

Ко второй линии примыкают многоквартирные доходные дома, получившие достаточно широкое распространение в Москве только в конце XIX в. В доходных домах синтетического периода чаще всего используется образ замка французского ренессанса (это, вероятно, указывает на французские источники типа), распространенного на целый квартал и снабженного башенками с шатровыми кровлями, эркерами, мансардами и дробным декором. Этот тип представлен следующими домами: бр. Фирсановых на 1-й Мещанской, 3 (В.П. Загорский. 1885); Романов пер., 3 (А. Ф. Мейснер. 1895–1898); Арбат, 28 (Остроградский А.А. 1903).

В синтетическом варианте ренессанса видны уже некоторые формы и решения, которые будут использованы в стиле модерн. Последний в начале XX в. буквально сметает эклектику, опыт неоренессансного направления которой окажется востребованным лишь спустя десятилетие, в неоренессансных стилизациях Жолтовского и Лялевича.

<<вернуться

вверх

 Школа

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве

   

 Школа - вещь

   

31.08.2005 XIV-MMV
Л.И. Иванова-Веэн
Дипломный макет Михаила Бархина

   

 Школа - объект

   

31.08.2005 XIV-MMV
Наталья Мерзлютина
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна