приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве

XIV-MMV - 31.08.2005

В этот период складывается новый круг источников неоренессансной архитектуры. Этот круг включает в себя архитектуру Рима после Браманте (начиная с Рафаэля), причем особую роль играют формы римского и флорентинского маньеризма (Джулио Романо, Вазари, Виньола, Амманнати, Цуккари). В арсенале неоренессанса археологического периода нет форм Высокого Возрождения, как нет и мотивов Палладио или форм французского ренессанса. Кажется, что единственным источником был тот период, который в нашем сегодняшнем представлении меркнет по сравнению с флорентинским Кватроченто или Высоким Ренессансом начала XVI века в Риме. Но этот период в первой половине – середине XIX в. действительно предпочитали другим: и знатоки и ценители живописи (Стендаль, например) больше обращали внимание на полотна Доменикино, Аннибале Караччи и Кореджио, а не на живопись Филиппино Липпи, Пинтуриккио или Леонардо. Вкус к римской и прежде всего болонской живописи середины – второй половины XVI в. находит себе в архитектуре полную аналогию: архитекторы увлечены современниками Караччи и Доменикино, они изучают и выучивают маньеристические наличники и пилястры, порталы и карнизы, они из них «собирают» свою архитектуру.

М.Н. Чичагов 
Особняк Морозова 
Подсосенский пер., 21
1879

А.Е. Вебер 
Магазин Г.Г. Елисеева 
Тверская, 14 
1874–1875

К.И. Андреев 
Особняк в Староконюшенном переулке, 2 
1881

К этому маньеристскому направлению принадлежит подавляющее большинство московских особняков археологического периода (А.С. Каминский. Особняк С.П. Потемкина (И.А. Морозова). Пречистенка, 21. 1871–1872; А.С. Каминский. Особняк В.Д. Коншина. Пречистенка, 20. 1873; А.Е. Вебер. Особняк на Чистопрудном б-ре, 8. 1876; А.О. Вивьен. Особняк. Никитский б-р, 8а. 1877; М.Н. Чичагов. Особняк Морозова. 1879. Подсосенский пер., 21; Д.Н. Чичагов. Особняк Н.А. Алексеева (городского головы). Леонтьевский пер, 9. 1886; Д.Н. Чичагов. Особняк С. А. Капцова. Воронцово поле, 12. 1888). В этом же стиле, но с необычайным, петербургским размахом был выполнен А.И. Резановым пассаж Джамгарова на Кузнецком мосту, 12 (1877), к тому же направлению относится и пышная отделка фасадов более раннего дворца на Маросейке, 17 (Г.А. Кайзер. 1886).

А.С. Каминский 
Особняк С.М. Третьякова на Гоголевском бульваре, 6 
1871−1875

Д.Н. Чичагов 
Особняк Е.И. Васильчиковой (Н.Ф. фон Мекк) 
Гоголевский б-р, 14 1875

Н.А. Шохин 
Приют. Борисоглебский пер., 9 
1882

Значительно меньше зданий, в которых появляются отдельные формы французской архитектуры XVI–XVII вв., рококо или раннего классицизма. Эти формы соседствуют с ренессансными деталями, так что не получается стилизации в этих стилях, а возникает неоренессанс с особым оттенком (А.Е. Вебер. Магазин Г. Г. Елисеева. Тверская, 14. 1874–1875; Н.Н. Васильев. Особняк. Б. Никитская, 21. 1875; А.С. Каминский. Особняк Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Б. Никитская, 19. 1884; М.Н. Чичагов. Особняк Е.М. Алексеевой. Пречистенский б-р, 16. 1884; Н.Н. Васильев. Особняк в Н.Н. Дружинина. Старомонетный пер., 35. 1887).

Отдельным направлением неоренессанса третьей четверти XIX в. было увлечение флорентинским ренессансом, но не в чисто ренессансной редакции, а в том характерном для Флоренции позднесредневековом варианте, в котором нет поэтажного ордера (он только намечен карнизами), а фасад покрыт рустом, который над арочными окнами образует подчеркнутые архивольты. Этот тип, присутствующий и в палаццо Питти, и в палаццо Строцци, восходит к средневековым постройкам (Палаццо Веккио), а потому его воспроизведение в период эклектики можно считать как примером неоренессанса, так и примером специфической неоготики. В Москве к этому направлению (представленному в Петербурге работами 1840–1850-х гг. Р.А. Желязевича и Г.А. Боссе и великолепным дворцом вел. кн. Владимира Александровича, спроектированным А.И. Резановым в 1867–1872) относятся как особняки (И. С. Каминский. Особняк Ценкера. Рождественский б-р, 16. 1864; А.С. Каминский. Особняк С.М. Третьякова на Пречистенском б-ре, 6. 1871−1875; А.С. Каминский. «Дом А.В. Суворова (Н.И. Баанова). Б. Никитская, 40. 1873; А.А. Никифоров. Особняк. Трубниковский пер., 21. 1876; А.С. Каминский. Особняк Сорокоумовской. Леонтьевский пер., 10. 1886–1894), так и здание приюта, больше напоминающее доходный дом (Н.А. Шохин. Борисоглебский пер., 9. 1882).

<<вернуться   далее>>

вверх

 Школа

   

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Неоренессанс и необарокко в Москве

   

 Школа - вещь

   

31.08.2005 XIV-MMV
Л.И. Иванова-Веэн
Дипломный макет Михаила Бархина

   

 Школа - объект

   

31.08.2005 XIV-MMV
Наталья Мерзлютина
Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна