|
|
Школа
Владимир Седов
Французский классицизм в Москве
VII-MMIII - 10.07.2003
Ш. де Вайи. Дом Разумовских на Воздвиженке. После 1774 г.
Ж.-Б. Валлен-Деламот. Дом усадьбы Ярополец. 1760-е
Отдельно следует сказать о московских храмах-ротондах.
Только в пределах города их три: Филиппа Митрополита
(1777–1778), Святого Духа на Лазаревском кладбище
(1784–1787) и Вознесения на Гороховом поле (1788–1793).
Кроме того, можно назвать несколько десятков ротонд
в подмосковных имениях. Все они разные по плану, у
некоторых есть внутренние опоры, у некоторых они
отсутствуют, но все московские и подмосковные ротонды того
времени объединяет одно: в отличие, например, от ротонд
Н.А.Львова, связанного с петербургской линией, они не
имеют внешнего обхода, то есть являются не перистильными,
а чистыми толосами.
Дом Долгова на Мещанской. 1770. В.И.Баженов (?)
Н.Легран. Кригскомиссариат. Портик со стороны реки. 1776–1782
В самой Франции храмов-ротонд в XVIII в. нет, но они
есть во французском исполнении в Германии только в
Пруссии можно назвать два: святой Ядвиги в Берлине
(1748–1778, Жан-Лоран Леже) и Французская церковь в
Потсдаме (1753, Ян Боуманн). Есть и ротонда с двухбашенным
фасадом – церковь аббатства Сент-Блазиен (1768–1783) в
Бадене, сооруженная Мишелем д’Икснаром.
Ш. де Вайи. Дом в усадьбе Кусково. 1769–1775
Ш. де Вайи. Дом в усадьбе Кусково. Портик со стороны пруда
Довольно большая группа храмов-ротонд в усадьбах и
один в Москве (на Лазаревском кладбище) тоже имеет с запада
пристройку с двумя башнями. Эти двухбашенные композиции
в ротондальных памятниках восходят к Пантеону с его
двумя ныне утраченными колоколенками. Храмы других,
не ротондальных типов тоже снабжались в это время
двухбашенными фасадами, в чем видели «готический вкус»
(в принципе эти идеи восходят к французским трактатам
Ложье и Кордемуа). Смешение античного и готического вкуса
было знаком времени, о чем свидетельствуют замечательные теоретические рассуждения С.П.Румянцева (1778):
«Строгость климата нашего и сила обычаев стесняют много у
нас разум Архитекторов, особливо в рассуждении церковных строений, которые, по
причине сей, в таком несовершенстве у нас и остаются. Если
б не то, то я думаю, чтоб простейшие формы, в других
землях употребляемые, как например круглые или
регулярного полигона, к тому способнее были. Но в рассуждении пристройки для трапезной
и колоколен, мы неотменно Готическую печать на все свои
наипорядочные здания налагаем, и для того б, если я
смею сказать, церкви наши должны бы были в самом
чистейшем Готическом вкусе и быть строены, тогда в украшении со употреблением бы и
сходствовали». Этой программе прямо следовали архитекторы
(прежде всего – Баженов), строившие усадебные храмы
в «Готическом стиле», но применявшие в них планы и
даже частично декор стиля Людовика XVI. Основа в виде
французского классицизма видна и в храмах в Быкове,
Знаменке и Поджигородове, и в планах баженовских павильонов в императорском дворце в
Царицыне.
«Белый домик» в усадьбе Никольское-Урюпино. 1770–1780-е. Де Герн (?)
Дом Оболенских на Новинском бульваре. 1770–1780-е
Следует указать и на необычные треугольные планы,
восходящие к французским проектам (вряд ли только к
Неффоржу). Речь идет о церкви в подмосковной усадьбе Виноградово (1772–1777), московской церкви Георгия на Всполье
(1777–1788) и колокольне (1790-е) в усадьбе Зубриловка.
Ю.М.Фельтен. Воспитательный дом. 1764–1780-е
Наконец, существовала и традиционная версия храма,
или восходящая к типу «восьмерик на четверике» (Троицы в
Серебрянниках, 1781), или исходящая из барочного типа с
купольной кровлей с люкарнами, перекрывающей четверик
(Троицы в Сыромятниках, 1782–1786; придел Иоанна
Предтечи у храма Антипия, 1798; в интерьере здесь овал с
экседрами). Московские храмы традиционных типов использовались в качестве образцов для
многочисленных церквей Средней России вплоть до
начала XIX в.
Дом Толстого на Покровском бульваре. 1780-е
Дом в Подсосенском переулке. 1790-е
Итак, если искать своеобразие московской архитектуры
в стиле французского классицизма, то это своеобразие
обнаруживается в основном в свободных плановых композициях-фантазиях, то есть только
в оттенке, в развитии одной из сторон образца до значительных размеров. Интересны
планы и объемные композиции церквей и трапезных, в которых приспособление приемов
стиля к нуждам и традициям православного богослужения
привело к необычным решениям и необычным сопоставлениям. Оригинально также
обширное использование типа ротонды в храмовом строительстве и виртуозность, с которой
большинство этих ротонд выстроено и декорировано. Почти
анекдотично то упорство, с которым к десяткам церквей
самых разных типов с запада пристраивали двухбашенные
фасады с «Готической печатью».
Подлинное своеобразие русской (и московской)
архитектуры этого времени заключено прежде всего в
памятниках псевдоготики – особом движении, которое вовсе
не исчерпывается английскими, немецкими и французскими влияниями. Но если
своеобразную архитектуру можно найти в параллельном
стилевом течении, то в чем же значение стиля Людовика XVI
на московской почве? Прежде всего – в подражании. Дело в
том, что подражание в архитектуре действительно сродни
изучению языка и попыткам делать литературу на чужом
языке: пока это неуверенный лепет – это смешно, когда это
методическое штудирование и заученные фразы – скучно, но
когда это бойкая речь, лишь почти неуловимым акцентом
отличающаяся от парижской, от салонных стихов и псевдонародных песенок – тогда это уже
интересно, потому что перерастает в событие, в трансплантацию языковой и культурной
модели.
<<вернуться
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|