|
|
Школа
Владимир Седов
Французский классицизм в Москве
VII-MMIII - 10.07.2003
Церковь Филиппа Митрополита. 1777–1778
Церковь Вознесения на Гороховом поле. 1788–1793
Со всеми этими источниками и с багажом собственного
барокко московская архитектура окунулась в подражание
самым последним архитектурным модам Парижа. Это
подражание могло бы стать анекдотическим, как в рассказе
из «Записок» княгини Е.Р.Воронцовой-Дашковой: у
немецкого барона «...была страсть говорить по-французски, несмотря на то, что он
очень плохо знал этот язык; когда ему говорили, что его
трудно понять, он неизменно отвечал: «Не все ли мне равно?
Я сам себя отлично понимаю». Но ведь русские вельможи, а
вместе с ними и архитекторы, могли очень хорошо выучить
французский язык.
Церковь Святого Духа на Лазаревском кладбище. 1784–1787
Какому же стилю начали подражать, какой стиль стали
воспроизводить в деталях? Декоративная система стиля
Людовика XVI выглядит следующим образом: плоскость
стены не слишком приветствуется, стену пытаются «кассетировать» с помощью вертикальных филенок, охватывающих
окна нескольких этажей, горизонтального руста, пилястр
(часто рустованных), трехчетвертных колонн и выдвинутых
портиков. Систему членений стен дополняет обильный, но
размещенный в ответственных местах и очень изысканный по
рисунку «античный» декор: круглые и овальные окна или
ниши с барельефами, зубчики в карнизах, горизонтальные
сандрики на консолях, гирлянды и венки. Преобладает
ионический ордер, но встречаются также коринфский и
тосканский ордера, причем тосканский имеет характерную
трактовку с каннелированными стволами колонн.
Церковь Знамения в усадьбе Ивановское. 1782–1784
Трапезная церкви Всех Скорбящих на Ордынке. 1783–1790
При группировке объемов доминируют компактные
блоки, в которых углы часто смягчаются скруглениями. Во
внутренней планировке в 1750–1770-х гг. заметно
увлечение овальными, круглыми и полукруглыми
помещениями, причудливо соединенными и отраженными
в объемной структуре в виде выступа зала или неожиданных
закруглений. Эти причудливые планы не столько барочны, как
иногда утверждают, сколько рациональны и выдают
увлеченность геометрическими фигурами, как и
одновременные им планы треугольные, крестообразные
или круглые.
Церковь Знамения в Новоспасском монастыре. 1791–1795
Все это многообразие до крайности разработанных
приемов применил с необыкновенной легкостью В.И.Баженов, спроектировавший и
начавший строить Большой Кремлевский дворец
(1767–1775) для Екатерины II. Этот дворец построен не был, но
остались проектные чертежи и огромная модель, говорящая
как о грандиозности замысла, так и о незаурядном мастерстве
архитектора, знающего о выбранном стиле, кажется, все.
Значение этого дворца в том, что он стал отправной точкой в
освоении стиля, его энциклопедией на московской почве.
Церковь Троицы в Серебряниках. 1781
Церковь Успения в Левшине (на Могильцах). 1791–1798
Степень проникновения в стиль здесь была высочайшей,
а это значит, что Баженов мог применять и в дальнейшем этот
стиль во всей его декоративной полноте, а также обучать ему
своих учеников: Матвея Казакова, Ивана Еготова, Елизвоя
Назарова и многих других. Рядом с этими мастерами встал
Николя Легран, который великолепно знал примерно тот
же стиль, что и Баженов, но из своих источников. Такие
московские гражданские постройки, как Кригскомиссариат (1776–1782) Леграна,
а также Сенат (1776–1788) и Университет (1782–1793) Казакова, представляют зрелый
стиль Людовика XVI и не имеют ни погрешностей, ни
преувеличений. Гораздо более сухим и сдержанным выглядит
монументальный, но монотонный комплекс Воспитательного
дома (1764–1780-е).
Совершенно необычные планы и объемные композиции
встречаются, наоборот, в усадебных домах. Примером
мастерства Старова служит усадебный дом с планом из трех
овалов в Никольском -Гагарине (1774–1776), в то время как дом
в Отраде (1774) с расходящимися угловыми ризалитами,
соединенными овальными вставками, ближе к композициям Баженова.
Церковь Троицы в Сыромятниках. 1782–1786. Не сохранилась
В жилой архитектуре Москвы тема сложных планов
с круглыми и овальными пространствами начата была,
кажется, Казаковым (конечно, – с подачи Баженова), построившим Архиерейский дом (1776) в
Кремле со скругленным углом, декорированным тосканскими
колоннами. Затем эта же тема была продолжена в целом ряде
угловых домов 1780–1790-х гг., среди которых выделяются
такие замечательные образцы, как дом Хлебникова, дома
Разумовских (В.П.Разумовской на Покровке и А.К.Разумовского на Воздвиженке), а также
дом Юшкова на Мясницкой.
Эта же тема в постройках культовых привела к созданию
оригинальных московских трапезных со скругленными
углами и овальными в плане пространствами внутри: у
церкви Всех Скорбящих на Ордынке (1783–1790), у Иверской церкви на Ордынке
(1791–1802) и у церкви Сергия в Рогожской (1796–1800). Это
уже примеры самостоятельного творчества, опирающегося на
французский стиль, но со своими задачами. На той же
основе можно было придумать и план храма, примером чему
служат Влахернская церковь в усадьбе Кузьминки (1784–1787)
и Знаменская церковь (1791–1795) – усыпальница Шереметевых в Новоспасском
монастыре. Построенная Казаковым церковь Козьмы
и Дамиана на Покровке (1791–1793), композиция которой составлена из четырех
цилиндров, тоже принадлежит к этой линии, хотя по своему
строгому декору относится к поздней версии стиля.
<<вернуться
далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|