приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Французский классицизм в Москве
VII-MMIII - 10.07.2003

 

Дом Долгоруких на Пречистенке. 1780-е

Москва может гордиться тем, что ее архитекторы в 1760– 1780-е гг. сумели бегло «заговорить по-французски», воспроизвели как композиционные схемы, так и особенности изысканной, витиеватой и орнаментальной ордерной декорации стиля Людовика XVI. Эти особенности можно изучать на фасадах московских храмов и особняков, общественных зданий и подмосковных усадебных домов. В усадебных домах, правда, обнаружатся довольно обширные заимствования из книг с увражами: в дюжине усадеб можно найти дом с полукруглым выступом зала на главном или садовом фасаде. Но в усадебных и городских постройках знати мы найдем удивительное разнообразие типов, отнюдь не сводящихся только к заимствованиям из французских руководств и учебников.

Н.Легран. Кригскомиссариат. Угловая башня. 1776–1782
М.Ф.Казаков. Сенат. 1776–1788

Вершину иерархии здесь занимает Пашков дом (1784–1788) с его почти неимоверно изящной архитектурой, которая в равной степени может принадлежать французскому мастеру или Баженову. На той же ступени находятся дворец в шереметевской усадьбе Кусково (1774–1779) и дворец А.К.Разумовского, женившегося в 1774 г. на дочери владельца Кускова и построившего свой городской дом по тому же проекту де Вайи. Прекрасен в целом и в каждой детали дом в Никольcком-Урюпине, наверняка сделанный по иностранным чертежам (де Герн?).

Дом Пашкова. 1784–1788

В следующую группу входят гораздо более скромные по размерам, но продуманные композиционно и точно «в стиле» украшенные дома 1770–1790-х гг.: Долгова, Вольфа-Прозоровских, Ф.А.Толстого, безымянный «отель» в Подсосенском переулке. Все эти здания отличает от Франции и Петербурга их усадебный, негородской характер: в вольно раскинувшейся Москве с ее усадебной застройкой применение французского стиля позволило разместить посреди города десятки загородных по типу домов, а не плотно встроенных в кварталы отелей (как в Париже) или домов-кварталов (как в Петербурге). Этот же усадебный характер отличает и такие композиции с ионическими портиками, как в доме Долгоруких на Пречистенке или доме Тамеса («Шефский дом»). 

Дом Брюсов в Брюсовском переулке. 1770-е
Дом Юшкова на Мясницкой. 1780-е. В.И.Баженов (?)

Наконец, в Москве встречаются и крупные дома-палаты, композиционно восходящие к эпохе барокко, но украшенные строго в соответствии со стилем французского классицизма (Гендрикова, 1769–1770; Оболенских 1770–1780-е).

Дом Гендрикова на Садовой-Спасской. 1769–1770
Дом Тамеса («Шефский дом»). 1780-е

Франсуа Игнац Манжен (F.I.Mangin). Замок Монез (Monaise) близ Трира. 1779–1786. Характерный образец французского классицизма, перенесенного на немецкую почву. С московскими домами – много общего

Все это французское великолепие, судя по альбомам Казакова, зафиксировавшим Москву конца XVIII в., было широко распространено и играло значительную роль в облике города. В 1780-х гг., правда, ему на смену стало приходить палладианство, распространившееся окончательно в 1790-е. Но французский стиль и тогда еще существовал параллельно с ним, проникая в него и постепенно очищаясь от первоначальной декоративности. Примерами поздней фазы этого стиля могут служить работы Назарова: церковь-усыпальница Шереметевых и Странноприимный дом Шереметева (1792–1803), а также построенная Леграном церковь Успения в Левшине (1791–1798). Но по образности и изяществу, а, главное, по обаянию изысканной архитектурной речи они уже не идут ни в какое сравнение с московскими памятниками стиля Louis XVI.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

10.07.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Французский классицизм в Москве

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна