|
|
Школа
Владимир Седов
Французский классицизм в Москве
VII-MMIII - 10.07.2003

Дом Долгоруких на Пречистенке. 1780-е
Москва может гордиться тем, что ее архитекторы в 1760–
1780-е гг. сумели бегло «заговорить по-французски», воспроизвели как композиционные
схемы, так и особенности изысканной, витиеватой и орнаментальной ордерной декорации
стиля Людовика XVI. Эти особенности можно изучать на
фасадах московских храмов и особняков, общественных
зданий и подмосковных усадебных домов. В усадебных
домах, правда, обнаружатся довольно обширные заимствования из книг с увражами: в
дюжине усадеб можно найти дом с полукруглым выступом
зала на главном или садовом фасаде. Но в усадебных и
городских постройках знати мы найдем удивительное разнообразие типов, отнюдь не сводящихся только к заимствованиям из французских руководств
и учебников.

Н.Легран. Кригскомиссариат. Угловая башня. 1776–1782
М.Ф.Казаков. Сенат. 1776–1788
Вершину иерархии здесь занимает Пашков дом
(1784–1788) с его почти неимоверно изящной архитектурой,
которая в равной степени может принадлежать французскому
мастеру или Баженову. На той же ступени находятся дворец в
шереметевской усадьбе Кусково (1774–1779) и дворец А.К.Разумовского, женившегося в 1774
г. на дочери владельца Кускова и построившего свой городской
дом по тому же проекту де Вайи. Прекрасен в целом и в
каждой детали дом в Никольcком-Урюпине, наверняка сделанный по иностранным чертежам (де Герн?).

Дом Пашкова. 1784–1788
В следующую группу входят гораздо более скромные
по размерам, но продуманные композиционно и точно «в
стиле» украшенные дома 1770–1790-х гг.: Долгова,
Вольфа-Прозоровских, Ф.А.Толстого, безымянный
«отель» в Подсосенском переулке. Все эти здания отличает от
Франции и Петербурга их усадебный, негородской
характер: в вольно раскинувшейся Москве с ее усадебной
застройкой применение французского стиля позволило
разместить посреди города десятки загородных по типу
домов, а не плотно встроенных в кварталы отелей (как в
Париже) или домов-кварталов (как в Петербурге). Этот же
усадебный характер отличает и такие композиции с ионическими портиками, как в доме Долгоруких на Пречистенке или
доме Тамеса («Шефский дом»).

Дом Брюсов в Брюсовском переулке. 1770-е
Дом Юшкова на Мясницкой. 1780-е. В.И.Баженов (?)
Наконец, в Москве встречаются и крупные дома-палаты, композиционно восходящие к эпохе барокко, но украшенные строго в соответствии
со стилем французского классицизма (Гендрикова, 1769–1770;
Оболенских 1770–1780-е).

Дом Гендрикова на Садовой-Спасской. 1769–1770
Дом Тамеса («Шефский дом»). 1780-е

Франсуа Игнац Манжен (F.I.Mangin). Замок Монез (Monaise) близ Трира.
1779–1786. Характерный образец французского классицизма, перенесенного на немецкую почву. С московскими
домами – много общего
Все это французское великолепие, судя по альбомам
Казакова, зафиксировавшим Москву конца XVIII в., было
широко распространено и играло значительную роль в
облике города. В 1780-х гг., правда, ему на смену стало
приходить палладианство, распространившееся окончательно в 1790-е. Но французский стиль и тогда еще существовал параллельно с ним,
проникая в него и постепенно очищаясь от первоначальной
декоративности. Примерами поздней фазы этого стиля могут
служить работы Назарова: церковь-усыпальница Шереметевых и Странноприимный дом
Шереметева (1792–1803), а также построенная Леграном
церковь Успения в Левшине (1791–1798). Но по образности
и изяществу, а, главное, по обаянию изысканной архитектурной речи они уже не идут ни
в какое сравнение с московскими памятниками стиля
Louis XVI.
<<вернуться
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|