|
|
Школа
Владимир Седов
Аннинское барокко в Москве
V-MMII - 04.12.2002
В правление Анны Иоанновны в Москве и подмосковных усадьбах,
таким образом, в церковной архитектуре решалась проблема
максимального усвоения западноевропейских композиционных схем
и одновременного приспособления этих форм к местным особенностям.
Отсюда множественность объемно-пространственных типов при явном
пристрастии или к протестантской схеме (октагон), или к модернизации
схемы, уже ставшей традиционной (все, что происходило с типом
«восьмерик на четверике»). Как будто Москва с помощью
аннинского барокко стремилась «добрать» все то, что не успел разработать «стиль Великого посольства»,
развитие которого было прервано почти сразу после основания
Петербурга. С другой стороны, это было не простым «повторением
пройденного», а дальнейшим поступательным (хотя и достаточно
противоречивым) движением в сторону «прирученного» или даже
«одомашненного» североевропейского барокко. При этом можно
констатировать и постепенный переход к более украшенной
архитектуре, в чем можно видеть постепенное смещение интереса от
Голландии к Германии, а также первые, достаточно осторожные
попытки воспроизвести отдельные формы архитектуры католической,
а не протестантской.
Слева. Церковь Исаакия Далматского в Степановском. 1732
Справа. Колокольня церкви Успения в Вешняках.
1732–1734
Слева. Колокольня церкви во Всехсвятском.
1733–1736
Справа. П.И.Гейден. Губернское правление (Монетный
двор) в Москве. 1732–1740
На этом пути возникали и такие удивительные создания, как
выстроенная по заказу Остермана усадебная церковь Исаака
Далматского в Степановском (1732). Этот центрический ярусный храм с
окруженным галереями вертикально построенным интерьером восходит
напрямую (хотя неясно – какими путями) даже не к протестантскому
барокко, а к маньеристическим храмам Германии XVI века. Можно
указать на похожее построение внутреннего пространства капеллы
замка Вильгельмсбург в Шмалькальдене, сооруженной голландским
архитектором Фернукеном в 1589 г. для ландграфа Гессенского.
Хотя в Степановском композиция позднеренессансная, декор фасадов здесь вполне барочный и больше
всего напоминает декор нижней части колокольни Донского монастыря,
построенной по проекту Трезини примерно в то же время (1730–1733).
В жилой и гражданской архитектуре Москвы аннинское
барокко было более робким стилем, по крайней мере в области
композиции. Речь идет чаще всего о двухэтажных объемах с двумя или
тремя ризалитами, фасады которых украшены характерным, а порой
и довольно прихотливым декором. Таковы Монетный двор на Красной
площади (1732–1740) и усадебный дом в усадьбе Глинки Якова Брюса
(1726–1735). Остальные дома и палаты, судя по сохранившимся
остаткам, были намного скромнее, но также имели пилястры с резными
капителями, резные наличники и отдельные декоративные вставки
из камня.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|