|
|
Школа
Владимир Седов
Аннинское барокко в Москве
V-MMII - 04.12.2002
Как видим, характерные петербургские типы церковных зданий
были мало представлены в Москве. Среди архитектурных типов
московского аннинского барокко преобладают октагональные композиции или их вариации, которых
петербургская архитектура не знала. Эта композиционная схема
центрического храма, довольно часто растянутого по продольной оси,
родилась в протестантских странах в XVI-XVII веках и впервые появилась
на русской почве в усадебной церкви в Полтеве (1706–1707). Но если в
Полтеве над вытянутым восьмигранником был поставлен достаточно
большой барабан с ярусом звона, в чем можно видеть воздействие
нарышкинского стиля, то в памятниках аннинского барокко
кровля восьмериков не нагружалась чем-нибудь серьезным, а сам образ
стал ближе к европейским прототипам. Можно указать на три варианта
октагональных храмов: октагон с абсидой (центрическая церковь 1735
г. в усадьбе Долматово и удлиненный восьмигранник церкви в усадьбе
Селевкино 1740 г.), октагон с двумя пониженными притворами (церковь
в усадьбе Ивановское-Садки 1741 г.), а также удлиненный октагон без
пристроек (церковь Михея в Троице-Сергиевой Лавре 1734 г., церковь
Николая в усадьбе Черкутино 1734 г. и московский храм Воскресения в
Барашах, 1733–1739). Этот наиболее распространенный «протестантский»
тип дает представление о развитии архитектуры в сторону прямого и
внимательного освоения североевропейских композиций, причем,
в отличие от «стиля Великого посольства», не более ранних, а
современных аннинскому времени.
Слева. Кай Дозе (Cay Dose). Протестантская церковь
Справа. Толгская церковь Высоко-Петровского
монастыря. 1744–1750
Церковь Исаакия Далматского. 1732. Нижний ярус
Д.Трезини. Основание колокольни Донского
монастыря. 1730–1733
Достаточно много значительных усадебных храмов московского
аннинского барокко построены по традиционным «нарышкинским»
схемам с «восьмериком на четверике» в завершении. В церкви в
Татаринцеве (1731–1735) используется «нарышкинский» вариант с
тетраконхом в нижней части, но с новым барочным декором, существенно меняющим образ здания.
Гораздо чаще встречаются памятники со старым композиционным развитием «кораблем» и
построением храма по типу «восьмерик на четверике», но в них чуть
меняются пропорции, а главное – применяется характерный для
периода тонкий и разработанный декор. В качестве примера можно
привести такие характерные по своему декоративному убранству
памятники, как церкви в Ильинском (1732–1735, приписывается
А.П.Евлашеву) и Домодедове (1731–1738, Г.Шедель). Построенная
имеретинской царевной Дарьей Арчиловной церковь села Всехсвятского (1733–1736) представляет
вариант храма с маленьким восьмериком на высоком граненом своде.
В церкви Петра и Павла в Ясеневе (1737) тот же тип осложнен стремлением к подчеркиванию центричности
четверика, оси которого обозначены узкими ризалитами. Еще более
ясной и одновременно более «западной» выглядит крестообразная композиция храма Происхождения Честных Древ (1737–1739) в
Кускове, где декор также выдает работу крупного мастера.
Переход к центричности виден и в усадебном храме в Ельдигине,
сооруженном по заказу князя А.Б.Куракина (1735): центрическое
ядро, завершенное восьмериком, окружено пониженным восьмигранным обходом. В Ельдигине заметна и
другая особенность: восьмерик здесь формально и пропорционально
приближается к барочным барабанам, характерным для архитектуры
Рима того времени. Тот же «ученый» оттенок, для Москвы довольно
редкий, заметен и в барабане другой значительной постройки князей
Куракиных, церкви Николая при Куракинской богадельне
(1730–1742). Здесь же изгиб стен в алтарной части дает редчайший для
этого времени пример барочной пластики, слабо подхваченный в
Москве только в скошенных стенах, подходящих к уличному фасаду
Толгской церкви Высоко-Петровского монастыря.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|