|
|
Школа
Владимир Седов
Аннинское барокко в Москве
V-MMII - 04.12.2002
В церковной архитектуре Петербурга аннинского времени разрабатываются всего два типа храма. Первым была зальная базилика, которую
ярче всего представляет церковь Рождества Богоматери, построенная
Земцовым в 1733–1737 гг. и впоследствии замененная Казанским собором. Этот тип развивал те же
принципы, которые были впервые применены в Петропавловском
соборе Трезини: прямое копирование североевропейской модели.
В Москве его, по всей видимости, не понимали и уж точно не принимали. Единственным исключением,
появившимся к тому же не в Москве, а в провинции, был храм Петра и
Павла при Большой мануфактуре в Ярославле (1736–1742), сооруженный фабрикантами Затрапезновыми,
но этот памятник прямо копирует собор Трезини.
Слева. Церковь Знамения в Царском Селе. 1734
Справа. Церковь Петра и Павла в Ясеневе. 1737
Слева. Церковь Ильи Пророка в Москве. 1732–1735
Справа. Церковь Николая при Куракинской богадельне.
1730–1742. Фототипия к. XIX в. ГНИМА
В московской аннинской архитектуре это столичное влияние
сказалось в использовании упрощенного базиликального типа
(без башни и с небольшим куполом над кровлей), который в северной
столице представлен храмами Николая в Шлиссельбурге (1739) и
Трех Святителей на Васильевском острове (1740–1760). В Подмосковье
этот вариант отразился в усадебной церкви в Никольском (ок. 1738), а в
Москве – в Толгской церкви Высоко-Петровского монастыря (1744–1750).
Несколько сложнее по источникам был второй петербургский тип храма, в котором при
сохранении базиликального плана роль колокольни снижается, а роль
купола подчеркивается тем, что из базилики вычленяется поперечный
объем, играющий роль четверика, на который поставлен восьмерик
купола. Этот тип, в котором постепенно возрастала роль объема
самого храма, а базилика постепенно распадалась на колокольню,
трапезную и четверик с абсидой (таким образом, возвращалось
традиционное русское построение храма «кораблем»), в Петербурге
был наиболее распространен в описываемое время, он известен
в церквах Симеона и Анны (1731–1734, М.Г.Земцов), Знамения
в Царском Селе (1734, М.Г.Земцов, исполнение И.Я.Бланк) и Пантелеймона (1735–1739, И.К.Коробов).
В Москве подобный тип появится только в 1760-е гг. в храмах,
построенных К.И.Бланком.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|