|
|
Школа
Владимир Седов
Аннинское барокко в Москве
V-MMII - 04.12.2002
Отточенный, внимательно и любовно разработанный декор
составляет вторую важнейшую отличительную черту московской
версии аннинского барокко. Если в Петербурге ордерные детали
выполнялись из кирпича и штукатурки, то в Москве это случалось
довольно редко, а в кирпичных деталях применялась освоенная
еще в древнерусское время техника с пиленым кирпичом, дававшая
вполне тонкие профили. Чаще всего детали московских церквей и палат
выполнены из белого камня и выполнены так, что можно даже
предполагать существование особого круга резчиков, способных вырезать
мягкие и сложные капители, ювелирные профили карнизов и
обрамлений наличников, а также венки и другие скульптурные
детали. Эти детали можно встретить и в недавно обнаруженных палатах
Волынского, созданных Еропкиным (1731–1732, в основании нынешнего
здания МАРХИ), и в Монетном дворе, и в усадебном храме в Ильинском, и в достаточно скромных
колокольнях, «приставленных» к более ранним московским приходским храмам. Речь идет, таким
образом, о почти повсеместной «драгоценности», «ювелирности»
московского аннинского стиля, мастера которого оперируют сложными, «учеными» ордерными
деталями. При этом как сам ордер остается плоскостным, пилястровым, так и здания имеют чаще всего
простую и компактную планировку и композицию, оставаясь тем самым
в русле северного барокко.
Почти все названные памятники Москвы и подмосковных усадеб
выстроены по заказу аристократии. По кругу заказчиков весь аннинский
стиль можно назвать аристократическим, поскольку в его создании
наряду с архитекторами принимали участие представители самых
знатнейших семейств: Барятинские, Долгоруковы, Куракины, Лопухины,
Нарышкины, Татищевы, Салтыковы, Черкасские и Шереметевы.
Рядом с родовитыми фамилиями в сложении стиля участвуют
влиятельные при дворе иноземцы, попавшие в Россию еще при Петре
I: Брюс и Остерман. Возможности и желания этого круга заказчиков
объясняют как множественность композиционных решений, так и
упомянутую драгоценность декора. В своих лучших и даже во многих
«средних» образцах московское барокко Анны Иоанновны было
стилем элитарным, связанным с развитием архитектурных вкусов
московской знати. Этот аристократизм прямо связывает аннинский
стиль Москвы с предшествующими аристократическими стилями:
«стилем Великого посольства» и нарышкинским стилем.
Палаты Догоруковых в Москве. Слева – фасад
1-й пол. XVIII в.
Дом усадьбы Ясенево. 2-я четверть XVIII в.
Церковь Креста в Татаринцеве. 1737.
План церкви в Татаринцеве
Итак, аннинское барокко Москвы возникло и развивалось не
как «филиал» или провинциальное повторение петербургского стиля,
а являлось самостоятельным направлением, вобравшим в себя и
мастерство вернувшихся в Россию петровских пенсионеров, и традиции
предшествующих маньеристических стилей, и североевропейские
влияния, и отточенные декоративные мотивы, выполненные
московскими резчиками. Все это оказалось возможным сплавить в
единый стиль, развивавшийся под патронажем и, видимо, при
непосредственном участии крупнейших аристократических фамилий,
вовсе не бросивших Москвы ради столичного Петербурга. Эта
архитектура, несмотря на ее малую известность, заслуживает самого
пристального внимания, потому что и в разнообразных композиционных
решениях, и в тщательно и мастерски выполненных деталях
читается незаурядная художественная воля и большие возможности
заказчиков и архитекторов.
<<вернуться
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|