|
|
Школа
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Наличник окна церкви Троицы в Никитниках.
1630-е гг.
Но, несмотря на этот медленный процесс адаптации стиля, то в одном,
то в другом памятнике появляются формы, которые свидетельствуют
о параллельном движении в сторону использования все новых и новых
маньеристических форм. То в церкви в подмосковной усадебной церкви
в Троице-Голенищеве (1644–1649) четверики поверху дополнены треугольными фронтонами. То в любимом царем Алексеем Михайловичем
Саввино-Сторожевском монастыре (1650–1654) в Царицыных палатах
возникают «канделябровые колонны» с утрированным энтазисом
и портал с искаженными ордерными формами, а на воротной башне монастыря и основании надвратной церкви присутствуют розетки и фигурные
картуши-киоты. Монастырская трапезная украшена сдвоенными
колонками и треугольными фронтонами. Все это только вставки, но
вставки в наиболее ответственных местах и потому привлекающие внимание. Эти новые и яркие маньеристические формы выделяются на
фоне общей декоративной системы «узорочья», тоже маньеристической
по происхождению, но уже сильно адаптированной. И их появление
каждый раз заметно, оно каждый раз обставлено как действо. Так, например, в церкви Николы на Берсеневке
(1656–1657) наличники средних окон второго света не копируют наличники в Никитниках, а построены по
своей схеме. Северный портал храма с короткими сдвоенными колонками
по сторонам явно говорит о живом общении с немецким маньеризмом.
В соседних палатах Аверкия Кириллова вершину свода одной из комнат
украшает оригинальная розетка с «летописью» о строительстве здания.
В построенной на царские средства церкви Григория Неокесарийского
на Полянке (1662–1679) на фоне очень изысканной архитектуры все
же выделяется киот на колокольне с маньеристическим растительным
орнаментом на раме, а также дробный резной орнамент архивольтов
и боковых устоев той же колокольни. Еще более интересны порталы храма,
особенно западный, в котором видим первое применение витых колонн.
Столь же неожиданной вставкой являются русты на гранях воротной
башни Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1664).

Наличник окна палат Аверкия Кириллова.
1657
Все эти формы свидетельствуют, с одной стороны, о продолжающемся
контакте с маньеристической архитектурой Германии, а с другой – о собственных поисках внутри этой воспринятой архитектуры. И потому
не столь уж неожиданными оказываются порталы московских церквей
Знамения у Петровских ворот и Николы в Пыжах (1670-е гг.), где
схожие «коринфские» корзины помещены одновременно в качестве
баз и капителей. Они, конечно, свидетельствуют о непонимании структуры колонны, но в этом непонимании продолжена начатая самим маньеризмом игра с ордером.

Наличник окна церкви Николы на Берсеневке.
1656–1657
<<вернуться далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|