|
|
Школа
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Северный портал церкви Николы на Берсеневке в Москве. 1656–1657
Эта составляющая позволяет говорить об импортированном при
Михаиле Федоровиче маньеризме, который в гражданских постройках
был воплощен с наибольшей полнотой, а в церковных сооружениях
получил ограниченное применение.

Северный портал церкви Григория Неокесарийского в Москве. 1662–1679
После появления маньеристических по стилю памятников в
1620–1630-е годы мы могли бы ожидать продолжения и развития стиля.
Но с каждым импортированным стилем в позднесредневековой
России происходило одно и то же: его начинали медленно принимать
(и упрощать), а рядом с ним складывалась зона противодействия, неприятия. Зона неприятия в случае с
маньеризмом Романовых выявляется довольно четко: в храмах традиционной крестово-купольной системы
маньеристический декор долго не появляется, а если все же и применяется, то много позднее (с 1660-х гг.),
в ограниченных масштабах и с явной оглядкой на бесстолпные храмы.
Это область традиции, где новый стиль внедряется с наибольшими
трудностями.

Портал Царицыных палат Саввино-Сторожевского монастыря. 1652–1654
Рядом с традиционным зодчеством монастырей и городских соборов
шло внедрение и развитие нового стиля, происходившее в основном
в архитектуре бесстолпных храмов. После строительства церкви в Никитниках храмы в этом стиле в Москве
появляются только в конце 1640-х годов, уже при царе Алексее Михайловиче (1645–1676). А до этого стиль
как будто передают по эстафете гости и богатейшие купцы. Первым стиль
подхватывает гость Богдан Цветной, построивший в Муроме в 1640-е годы
два монастыря: Троицкий и Благовещенский. В сооружении этих
монастырей участвовали, видимо, те же мастера, что построили храм
в Никитниках (но уже без иностранца). В муромских храмах сохранены
все особенности новонайденного стиля, то же видим и в Вознесенской
церкви в Великом Устюге, построенной «гостем» Никифором Ревякиным
(1648). После возвращения мастеров (и стиля) в Москву начинается постепенное освоение и одновременно
размывание и упрощение фасадной декорации.

Портал церкви Знамения за Петровскими
воротами в Москве. 1676–1680.
<<вернуться далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|