приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Крыльцо Теремного дворца с острым сочетанием готики и маньеризма. Образец для всех позднейших крылец

Гораздо сложнее представить себе автора церкви Троицы в Никитниках, композиция, конструкция и декор которой послужили основой для большинства храмов середины XVII века. Строительство этого храма в Китай-городе в Москве началось в 1631 году, то есть еще до начала возведения Теремного дворца, но продолжалось на протяжении 1630-х годов, так что мы можем предположить, что тот же иностранный мастер, который строил царский дворец, участвовал и в оформлении окон и порталов церкви в Никитниках. Но если с плоской резьбой окон и порталов церкви Троицы, а также с висячими арочками крыльца, «мавританскими» архивольтами и треугольными сандриками окон четверика все более или менее ясно, то с типом, конструкцией и завершением храма все значительно сложнее.

Вид из Львиных ворот на Потешный дворец (Палаты Милославских, 1651). Репродукция с гравюры конца XVIII в. ГНИМА

Львиные ворота, перенесенные в надвратный храм женского двора в Преображенском. Фото нач. ХХ в.

В науке сложилось представление о том, что церковь Троицы в Никитниках появилась как результат долгой эволюции. Эта до некоторой степени правильная концепция не учитывает тем не менее того, что большинство форм церкви Троицы если и имеют отношение к предшествующей архитектуре, то не вытекают из нее все вместе, в целом. В самой церкви Троицы волей, усилием мастера должны были сложиться в единое здание и четверик с сомкнутым сводом, и «горка» кокошников, и пятиглавие, и приделы с галереями. Все эти древнерусские формы до этого или существовали раздельно (пятиглавие, например, никогда не сочеталось с бесстолпным храмом), или складывались в иные композиции. Декор фасадов до 1631 года тоже был совершенно иным, и для устройства ордерных композиций, в которые включены сдвоенные колонны, межъярусные карнизы, артикулированный антаблемент с отчетливым членением на архитрав, фриз и карниз с модульонами, требовалось очень хорошее знакомство с архитектурой немецкого маньеризма.

Красная башня Саввино-Сторожевского монастыря 1650–1654.

Есть два возможных объяснения форм церкви Троицы в Никитниках. Первое: эти формы являются результатом сотрудничества иноземного мастера и русских мастеров при строительстве этого памятника. Тогда получается, что русские мастера (и заказчики) привнесли в устройство храма традиционные формы (пятиглавие, килевидную форму кокошников и саму их «горку»), а иностранец свел это в единую систему, в которой определяющую роль играет маньеристическая ордерность и декоративность. Второе объяснение: вся церковь Троицы в Никитниках, построенная «гостем», то есть очень богатым и выделенным, но все-таки купцом, является повторением какого-то неизвестного нам храма, сооруженного по царскому заказу. Эта версия менее вероятна, но все же есть возможность того, что ныне перестроенная церковь Екатерины при Теремном дворце, сооруженная Джоном Талером в 1627 году, уже имела формы, схожие с формами церкви Троицы. Сохранившийся объем церкви в принципе схож с объемом храма Троицы и позволяет сделать такое предположение. В любом случае мы можем утверждать, что не только в декоре так называемого русского «узорочья», но и в общей композиции бесстолпных храмов середины XVII века, в ритме их фасадов и формах завершения присутствует маньеристическая составляющая.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

25.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна