|
|
Школа
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Крыльцо Теремного дворца с острым
сочетанием готики и маньеризма. Образец для всех позднейших крылец
Гораздо сложнее представить себе автора церкви Троицы в Никитниках, композиция, конструкция
и декор которой послужили основой для большинства храмов середины
XVII века. Строительство этого храма в Китай-городе в Москве началось
в 1631 году, то есть еще до начала возведения Теремного дворца, но
продолжалось на протяжении 1630-х годов, так что мы можем предположить, что тот же иностранный мастер, который строил царский дворец,
участвовал и в оформлении окон и порталов церкви в Никитниках.
Но если с плоской резьбой окон и порталов церкви Троицы, а также
с висячими арочками крыльца, «мавританскими» архивольтами и треугольными сандриками окон четверика все более или менее ясно,
то с типом, конструкцией и завершением храма все значительно сложнее.

Вид из Львиных ворот на Потешный дворец
(Палаты Милославских, 1651). Репродукция с гравюры конца XVIII в. ГНИМА

Львиные ворота, перенесенные в надвратный
храм женского двора в Преображенском. Фото нач. ХХ в.
В науке сложилось представление о том, что церковь Троицы в
Никитниках появилась как результат долгой эволюции. Эта до некоторой степени правильная концепция
не учитывает тем не менее того, что большинство форм церкви Троицы если и имеют отношение к предшествующей архитектуре, то не
вытекают из нее все вместе, в целом. В самой церкви Троицы волей, усилием мастера должны были сложиться в единое здание и четверик с сомкнутым сводом, и «горка» кокошников, и пятиглавие, и приделы с галереями. Все эти древнерусские формы
до этого или существовали раздельно (пятиглавие, например, никогда
не сочеталось с бесстолпным храмом), или складывались в иные композиции. Декор фасадов до 1631
года тоже был совершенно иным, и для устройства ордерных композиций, в которые включены сдвоенные
колонны, межъярусные карнизы, артикулированный антаблемент
с отчетливым членением на архитрав, фриз и карниз с модульонами,
требовалось очень хорошее знакомство с архитектурой немецкого маньеризма.

Красная башня Саввино-Сторожевского
монастыря 1650–1654.
Есть два возможных объяснения форм церкви Троицы в Никитниках.
Первое: эти формы являются результатом сотрудничества иноземного
мастера и русских мастеров при строительстве этого памятника. Тогда
получается, что русские мастера (и заказчики) привнесли в устройство
храма традиционные формы (пятиглавие, килевидную форму кокошников и саму их «горку»), а иностранец
свел это в единую систему, в которой определяющую роль играет маньеристическая ордерность и декоративность. Второе объяснение: вся церковь Троицы в Никитниках, построенная «гостем», то есть очень богатым и выделенным, но все-таки
купцом, является повторением какого-то неизвестного нам храма,
сооруженного по царскому заказу. Эта версия менее вероятна, но все
же есть возможность того, что ныне перестроенная церковь Екатерины
при Теремном дворце, сооруженная Джоном Талером в 1627 году, уже
имела формы, схожие с формами церкви Троицы. Сохранившийся объем
церкви в принципе схож с объемом храма Троицы и позволяет сделать
такое предположение. В любом случае мы можем утверждать, что
не только в декоре так называемого русского «узорочья», но и в общей
композиции бесстолпных храмов середины XVII века, в ритме их
фасадов и формах завершения присутствует маньеристическая составляющая.
<<вернуться далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|