приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Придел церкви в Троице-Голенищеве. 1644–1649. В завершении четверика – треугольный фронтон из ордерной архитектуры

Импортный стиль в России чаще применялся в «городовой и палатной» архитектуре, а церковное зодчество поначалу сохраняло старые формы. Можно назвать три основных сооружения, в которых появился этот разнообразный по формам, но единый по направлению стиль. Это верх Спасской башни, Филаретова пристройка и Теремной дворец. В Спасской башне и Филаретовой звоннице бросаются в глаза прежде всего готические формы острых шатров с гуртами на ребрах, а также пинакли и балюстрады. Эта «готика для русских» была, по всей видимости, не только перенесением немецких или английских позднеготических реминисценций, но и приспособлением западных архитекторов к московской ситуации: у вас здесь Средневековье – вот вам средневековая архитектура. Но рядом с готикой в обеих постройках заметны черты северного маньеризма: карнизы на модульонах, колонны или пилястры, профилированные архивольты. И если позднеготические шатры послужили прямым прообразом для всех последующих шатровых колоколен, то отдельные маньеристические формы Спасской башни стали основой мотивов всей архитектуры середины столетия. Достаточно указать на спаренные полуколонки верхнего восьмерика, затем перешедшие на фасады сотен храмов и палат.

Звонница Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. 1652–1654. В основании шатров – те же фронтоны

Не меньшее значение для развития русской архитектуры имел и Теремной дворец Московского Кремля (1635–1636). В этой импозантной постройке, поставленной над остатками дворца Ивана III, напрямую отражены стилистические особенности немецкого маньеризма рубежа XVI–XVII веков. Здесь присутствуют и ордерная основа фасадов, и усложненный силуэт, и дробный ритм, а также окна с наличниками сложной формы, украшенными плоской резьбой, «мавританские» многолопастные архивольты проемов и висячие арки шатрового крыльца. Это архитектура, как будто убежавшая в Россию от Тридцатилетней войны (1618–1648), полностью прекратившей строительную деятельность по всей Германии. Из Германии маньеристическая архитектура прямо переносится в Россию и сразу образует ведущее, придворное направление.

Надвратная церковь Саввино-Сторожевского монастыря. 1652. Маньеристические колонки и картуш

Существуют документы, в которых названы имена строителей Теремного дворца: Огурцова, Константинова, Шарутина и Ушакова. Но, несмотря на это ясное свидетельство, мы можем предположить, что руководил названными русскими мастерами иноземный архитектор. Об этом говорит, прежде всего, сам стиль постройки, который русские мастера не могли «изобрести» сами. Кроме того, в тех постройках, которые эти русские зодчие строили позднее, формы маньеризма встречаются эпизодически и часто упрощены. Исходя из этих соображений, мы считаем, что действительным автором Теремного дворца был кто-то из архитекторов, упомянутых в приведенном выше списке «иноземцев».

Колокольня церкви Григория Неокесарийского в Москве. 1662–1679.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   

25.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна