|
|
Школа
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002
Придел церкви в Троице-Голенищеве.
1644–1649. В завершении четверика – треугольный фронтон из ордерной
архитектуры
Импортный стиль в России чаще применялся в «городовой и палатной» архитектуре, а церковное зодчество поначалу сохраняло старые
формы. Можно назвать три основных сооружения, в которых появился
этот разнообразный по формам, но единый по направлению стиль.
Это верх Спасской башни, Филаретова пристройка и Теремной дворец.
В Спасской башне и Филаретовой звоннице бросаются в глаза прежде
всего готические формы острых шатров с гуртами на ребрах, а также
пинакли и балюстрады. Эта «готика для русских» была, по всей видимости, не только перенесением немецких или английских позднеготических реминисценций, но и приспособлением западных архитекторов
к московской ситуации: у вас здесь Средневековье – вот вам средневековая архитектура. Но рядом с готикой
в обеих постройках заметны черты северного маньеризма: карнизы
на модульонах, колонны или пилястры, профилированные архивольты.
И если позднеготические шатры послужили прямым прообразом для
всех последующих шатровых колоколен, то отдельные маньеристические
формы Спасской башни стали основой мотивов всей архитектуры середины столетия. Достаточно указать
на спаренные полуколонки верхнего восьмерика, затем перешедшие на
фасады сотен храмов и палат.
Звонница Саввино-Сторожевского монастыря
в Звенигороде. 1652–1654. В основании шатров – те же фронтоны
Не меньшее значение для развития русской архитектуры имел и
Теремной дворец Московского Кремля (1635–1636). В этой импозантной
постройке, поставленной над остатками дворца Ивана
III, напрямую отражены стилистические особенности немецкого маньеризма рубежа
XVI–XVII веков. Здесь присутствуют и ордерная основа фасадов, и усложненный силуэт, и дробный ритм,
а также окна с наличниками сложной формы, украшенными плоской резьбой, «мавританские» многолопастные архивольты проемов и висячие
арки шатрового крыльца. Это архитектура, как будто убежавшая в Россию от Тридцатилетней войны
(1618–1648), полностью прекратившей строительную деятельность
по всей Германии. Из Германии маньеристическая архитектура прямо переносится в Россию и сразу
образует ведущее, придворное направление.
Надвратная церковь Саввино-Сторожевского
монастыря. 1652. Маньеристические колонки и картуш
Существуют документы, в которых названы имена строителей
Теремного дворца: Огурцова, Константинова, Шарутина и Ушакова.
Но, несмотря на это ясное свидетельство, мы можем предположить, что
руководил названными русскими мастерами иноземный архитектор.
Об этом говорит, прежде всего, сам стиль постройки, который русские
мастера не могли «изобрести» сами. Кроме того, в тех постройках, которые эти русские зодчие строили
позднее, формы маньеризма встречаются эпизодически и часто упрощены. Исходя из этих соображений,
мы считаем, что действительным автором Теремного дворца был кто-то
из архитекторов, упомянутых в приведенном выше списке «иноземцев».
Колокольня церкви Григория Неокесарийского в Москве. 1662–1679.
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|