|
|
Школа
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Церковь Николы на Берсеневке в Москве.
1656–1657
И эти связи прямо отражаются в архитектурной ситуации. Из Шотландии приезжает часовщик Христофор Головей, установивший на Спасских (Фроловских) воротах Московского Кремля куранты и, возможно,
осуществивший надстройку этой воротной башни (1624–1625). В то же
время работает Талер (Ян или Джон), скорее немец, чем англичанин, который укрепляет своды Успенского
собора (1624) и возводит Филаретову звонницу (1624), включенную в комплекс колокольни Ивана Великого.
Он же строит церковь Екатерины в царском дворце (1626–1627) и восстанавливает Сретенский собор
(1627). Некий «немчин Христофор» возводит корпус над воротами Печатного двора в Китай-городе
(1644–1645). Известен еще один немецкий архитектор, Густав Декемпин, строивший в Кремле Столовую
избу (1661). Из Голландии приезжает Ян Корнилий ван Роденбург, построивший земляные укрепления с бастионами в Ростове (1631–1634) и
отдельные форты на Засечной черте (вторая половина 1630-х гг.). Есть
упоминания о голландском мастере Рудирике Мартысе, наладившем
в 1630-е годы производство кирпича «по своему немецкому образцу».
Кроме того, голландские инженеры устроили в Замоскворечье пояс бастионов, укрепивших эту часть Земляного города (1637–1638). Из Швеции
прибывают Юст Матсон, ремонтировавший бастионные укрепления
Малого Земляного города в Новгороде (1632), и Кристлер, строивший
в 1643 году Каменный мост. Есть сведения и о подданном имперских
земель Южной Германии: в 1630-е годы крепость в пограничной Вязьме
с мощными каменными башнями сооружает «горододелец цесарские
земли Хриштоп Далгамер».

Церковь Вознесения в Великом Устюге. 1648
Архивные изыскания, вероятно, дадут и другие имена иностранных
зодчих и фортификаторов, работавших в России в 1620 –1660-е годы,
но и уже названных достаточно для представления о масштабе иноземных инженерных и архитектурных
влияний. Кроме того, уже из приведенного списка видно, что наибольшее количество иностранных мастеров работало во время правления
царя Михаила Федоровича, а пик «вливаний» западной архитектуры
приходится на вторую половину 1620-х и 1630-е годы.

Один из московских храмов круга церкви
в Никитниках по гравюре из книги Олеария. 1663
Названные архитекторы и мастера принадлежали, по всей видимости, к одной традиции: они работали
в стиле немецкого маньеризма второй половины XVI – начала XVII века.
В раздробленной Германии, куда Ренессанс был импортирован из Италии в начале XVI века, различают
ранний, средний и поздний Ренессанс в архитектуре. В Россию пришел
поздний немецкий Ренессанс из Средней и Южной Германии, развивавшийся в Саксонии, Франконии,
Гейдельберге, Чехии и Силезии. Это был стиль, который часто называют
также северным маньеризмом: в нем классические ордерные формы были
изменены и искажены остатками позднеготической традиции, а также
посредством усиления декоративности. Прихотливый ордер (гермовидные, сидячие и канделябровые
колонны), обилие мелкой резьбы и необычные сочетания деталей делают этот немецкий маньеризм достаточно ярким явлением, которое легко
отличить, скажем, от голландского и зависимого от него северогерманского маньеризма.

Церковь Троицы в Никитниках в Москве.
1630-е гг. Первый храм нового стиля
<<вернуться далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|