|
|
Школа
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Фрагмент западного портала церкви Григория
Неокесарийского в Москве. 1662–1679
Использование маньеристических форм сразу в двух плоскостях –
как часть уже адаптированного стиля и как драгоценных вставок «ювелирной» архитектуры – говорит о двойственной природе культуры времени
первых Романовых. С одной стороны, культура поддерживает традицию
(адаптированный стиль тоже становится частью традиции), а с другой –
новые, курьезные и необычные мотивы, пришедшие с Запада, вовсе
не отторгаются, а помещаются на видные места. И все же использование западных, маньеристических
форм носит характер эпизодический, это не прямой подход к усвоению
всего стиля, а отдельные попытки, пробы и декоративные вставки.
Конечно, в случае копирования известных образцов (как это было
в палатах Милославских (1651), воспроизводящих некоторые формы
Теремного дворца) или в случае работы иноземного мастера (как
в Печатном дворе, где маньеризм снова сочетается с готикой) западные
детали и мотивы складываются в единую систему. Но это происходит
только в отдельных случаях, а в основной массе памятников стиль
оставался адаптированным и уже «обрусевшим», а на его фоне
вспыхивали яркие блестки маньеристической архитектурной декорации.

Сгруппированные канделябровые колонки на
колокольне церкви Григория Неокесарийского
Потребовалось новое обращение к западной архитектуре, сопровождавшееся сменой ориентации с немецкого маньеризма на маньеризм
голландский, чтобы уже в конце столетия был создан нарышкинский
стиль, первый стиль русской архитектуры, в котором классические
ордерные формы заняли ведущее место.

Колонки портала церкви Знамения за Петровскими воротами. 1676–1680

Канделябровая колонка на устое Святых ворот
Саввино-Сторожевского монастыря. 1652
Избранная библиография
Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России.
М., 1926. С. 13–42.
Згура В.В. Проблемы и памятники, связанные с В.И.Баженовым. М., 1929.
Некрасов А.И. О стиле русской архитектуры XVII в. // Труды секции истории искусств
Института археологии и искусствознания РАНИОН. Вып.
IV. М., 1930. С. 138–149.
Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.
Попадюк С.С. Общность развития декоративных форм в русской и польской архитектуре
XVI–XVII вв. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976.
С. 176–186.
Бусева-Давыдова И.Л. О европейских влияниях в русском зодчестве XVII века //
Архитектура мира. Вып. 1. М., 1992. С. 96–98.
Бусева-Давыдова И.Л. К интерпретации идейного замысла Коломенского дворца //
Там же. Вып. 2. М., 1993. С. 28–31.
Бусева-Давыдова И.Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля //
Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 39–49.
Попадюк С.С. Теория неклассических архитектурных форм: Русский архитектурный декор
XVII века. М., 1998.
<<вернуться
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|