приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых
IV-MMII - 25.09.2002

Фрагмент западного портала церкви Григория Неокесарийского в Москве. 1662–1679

Использование маньеристических форм сразу в двух плоскостях – как часть уже адаптированного стиля и как драгоценных вставок «ювелирной» архитектуры – говорит о двойственной природе культуры времени первых Романовых. С одной стороны, культура поддерживает традицию (адаптированный стиль тоже становится частью традиции), а с другой – новые, курьезные и необычные мотивы, пришедшие с Запада, вовсе не отторгаются, а помещаются на видные места. И все же использование западных, маньеристических форм носит характер эпизодический, это не прямой подход к усвоению всего стиля, а отдельные попытки, пробы и декоративные вставки. Конечно, в случае копирования известных образцов (как это было в палатах Милославских (1651), воспроизводящих некоторые формы Теремного дворца) или в случае работы иноземного мастера (как в Печатном дворе, где маньеризм снова сочетается с готикой) западные детали и мотивы складываются в единую систему. Но это происходит только в отдельных случаях, а в основной массе памятников стиль оставался адаптированным и уже «обрусевшим», а на его фоне вспыхивали яркие блестки маньеристической архитектурной декорации.

Сгруппированные канделябровые колонки на колокольне церкви Григория Неокесарийского

Потребовалось новое обращение к западной архитектуре, сопровождавшееся сменой ориентации с немецкого маньеризма на маньеризм голландский, чтобы уже в конце столетия был создан нарышкинский стиль, первый стиль русской архитектуры, в котором классические ордерные формы заняли ведущее место.

Колонки портала церкви Знамения за Петровскими воротами. 1676–1680

Канделябровая колонка на устое Святых ворот Саввино-Сторожевского монастыря. 1652

Избранная библиография
Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России // Барокко в России. М., 1926. С. 13–42.
Згура В.В. Проблемы и памятники, связанные с В.И.Баженовым. М., 1929.
Некрасов А.И. О стиле русской архитектуры XVII в. // Труды секции истории искусств Института археологии и искусствознания РАНИОН. Вып. IV. М., 1930. С. 138–149.
Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.
Попадюк С.С. Общность развития декоративных форм в русской и польской архитектуре XVI–XVII вв. // Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976. С. 176–186.
Бусева-Давыдова И.Л. О европейских влияниях в русском зодчестве XVII века // Архитектура мира. Вып. 1. М., 1992. С. 96–98.
Бусева-Давыдова И.Л. К интерпретации идейного замысла Коломенского дворца // Там же. Вып. 2. М., 1993. С. 28–31.
Бусева-Давыдова И.Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 39–49.
Попадюк С.С. Теория неклассических архитектурных форм: Русский архитектурный декор XVII века. М., 1998.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

25.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Маньеризм первых Романовых

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна