|
|
Школа
Наталья Милюшина
Пробковые макеты эпохи классицизма
XIII-MMV - 27.03.2005
А.Кикки (?)
Пробковый макет фрагмента римского театра или амфитеатра.
Посл. треть XVIII в.
Общий вид и вид изнутри
Век Просвещения создал необычайный дидактический материал – модели
архитектурных сооружений античности,
выполненные из коры пробкового дуба.
Автором одной из самых ранних и количественно наиболее значительных
коллекций такого рода был итальянец
Антонио Кикки (1743–1816). Модели,
созданные им на протяжении 1770-х гг.,
были приобретены императрицей Екатериной Великой для образования внука,
будущего императора Александра I.
Появление подробных и художественно законченных макетов вполне
объяснимо на фоне общего всплеска интереса к античному наследию как источнику
вдохновения для мастеров «больших»
и «малых» искусств того времени. В этом
смысле гравюры Джованни Баттиста
Пиранези, архитектурные пейзажи
Гюбера Робера и модели Кикки – явления
одного порядка.
Произведения Кикки, благодаря
специфике редкого и дорогого материала, а также высокому техническому
мастерству исполнения, воссоздавали
облик античных руин с осязаемой, почти
иллюзорной достоверностью. Шарм элит-
ной «игрушки» гармонично сочетался
в них с интеллектуальной привлекательностью научно-исследовательских
«трудов» по античной архитектуре. Уже
в царствование Александра I коллекция
была передана Петербургской Академии
художеств. Один из известных по публикациям образцов этого собрания (1774)
фиксирует триумфальную арку императора Тита на римском Форуме в том почти
неузнаваемом виде, который она имела
до реставрации 1822 г., две другие фиксируют Пантеон и акведук Клавдия.
А.Кикки (?)
Пробковый макет храма Геры в Пестуме.
Посл. треть XVIII в.
Вид сверху и общий вид
Произведения из петербургского собрания дополняют две незнакомые даже
специалистам модели из собрания Музея
архитектуры имени А.В.Щусева. Обе
модели, поступившие в Музей в 1934 г.,
хранились ранее в Политехническом
музее. По своему качеству и технике они
не отличаются от работ Кикки, что позволяет приписать их этому мастеру или
отнести к тому же художественному кругу.
В одной из моделей состояние руин
знаменитого памятника древнегреческого
зодчества на территории южной Италии
– храма Геры (более известного как храм
Посейдона) в Пестуме – зафиксировано
с характерной для Кикки скрупулезной
«фотографичностью»: четко отслежены
все особенности кладки и следы разрушительной работы времени.
Другая модель демонстрирует
данный в разрезе фрагмент обобщенного
римского театра. В основу образа легли
руины римского Колизея, но в созданном
моделью архитектурном образе ясно «просвечивает» и другое известное сооружение
античного Рима – театр Марцелла.
|
|
|