приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Наталья Милюшина
Пробковые макеты эпохи классицизма
XIII-MMV - 27.03.2005

А.Кикки (?)
Пробковый макет фрагмента римского театра или амфитеатра. Посл. треть XVIII в.
Общий вид и вид изнутри

Век Просвещения создал необычайный дидактический материал – модели архитектурных сооружений античности, выполненные из коры пробкового дуба. Автором одной из самых ранних и количественно наиболее значительных коллекций такого рода был итальянец Антонио Кикки (1743–1816). Модели, созданные им на протяжении 1770-х гг., были приобретены императрицей Екатериной Великой для образования внука, будущего императора Александра I.

Появление подробных и художественно законченных макетов вполне объяснимо на фоне общего всплеска интереса к античному наследию как источнику вдохновения для мастеров «больших» и «малых» искусств того времени. В этом смысле гравюры Джованни Баттиста Пиранези, архитектурные пейзажи Гюбера Робера и модели Кикки – явления одного порядка.

Произведения Кикки, благодаря специфике редкого и дорогого материала, а также высокому техническому мастерству исполнения, воссоздавали облик античных руин с осязаемой, почти иллюзорной достоверностью. Шарм элит- ной «игрушки» гармонично сочетался в них с интеллектуальной привлекательностью научно-исследовательских «трудов» по античной архитектуре. Уже в царствование Александра I коллекция была передана Петербургской Академии художеств. Один из известных по публикациям образцов этого собрания (1774) фиксирует триумфальную арку императора Тита на римском Форуме в том почти неузнаваемом виде, который она имела до реставрации 1822 г., две другие фиксируют Пантеон и акведук Клавдия.

А.Кикки (?)
Пробковый макет храма Геры в Пестуме.
Посл. треть XVIII в.
Вид сверху и общий вид

Произведения из петербургского собрания дополняют две незнакомые даже специалистам модели из собрания Музея архитектуры имени А.В.Щусева. Обе модели, поступившие в Музей в 1934 г., хранились ранее в Политехническом музее. По своему качеству и технике они не отличаются от работ Кикки, что позволяет приписать их этому мастеру или отнести к тому же художественному кругу.

В одной из моделей состояние руин знаменитого памятника древнегреческого зодчества на территории южной Италии – храма Геры (более известного как храм Посейдона) в Пестуме – зафиксировано с характерной для Кикки скрупулезной «фотографичностью»: четко отслежены все особенности кладки и следы разрушительной работы времени.

Другая модель демонстрирует данный в разрезе фрагмент обобщенного римского театра. В основу образа легли руины римского Колизея, но в созданном моделью архитектурном образе ясно «просвечивает» и другое известное сооружение античного Рима – театр Марцелла.

вверх

 Школа

   

27.03.2005 XIII-MMV
Дмитрий Хмельницкий
Конец стиля.
К пятидесятилетию гибели сталинской архитектуры

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Николевский классицизм в Москве

   

 Школа - вещь

   

27.03.2005 XIII-MMV
Наталья Милюшина
Пробковые макеты эпохи классицизма

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна