приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Николевский классицизм в Москве

XIII-MMV - 27.03.2005

Е.Д. Тюрин
Новый корпус Московского университета на Моховой ул. 1833–1835
Фотография рубежа XIX–XX вв. из фототеки Музея архитектуры

В 1833 г. классицизм вообще и ампир в частности были в Москве уже обречены.

Во-первых, где-то на грани 32 и 33 годов на родину уехал Д.Жилярди. Исчез основной хранитель и проводник идей и формальных решений московского ампира. 

Во-вторых, ушел в отставку и в 1834 г. умер Осип Бове, адепт большого стиля, хотя и зависимый в стилевом отношении от Жилярди и Петербурга. 

Е.Д.Тюрин
Церковь Татьяны при Новом корпусе университета. 1833–1836

В-третьих, уже в 1830-е годы эклектика в Москве наступает по всем направлениям. В 1831–1845 гг. московский архитектор М.Д.Быковский строит в подмосковной усадьбе Марфино целый комплекс в неоготическом стиле. В том же стиле А.О.Жилярди в 1838 г. возводит католический храм Петра и Павла в Милютинском переулке. Быковский в середине 30-х годов проектирует и сооружает неоренессансное по стилю Мещанское училище, а архитектор А.Г.Григорьев, ученик Д.Жилярди и мастер московского ампира, в 1842–1843 гг. строит себе собственный дом в тех же неоренессансных формах, окончательно изменяя тем самым «чистому» классицизму. В 1838 году началось строительство «русско-византийского» Храма Христа Спасителя по проекту петербургского архитектора К.А.Тона (проект 1832 г.), а в следующем, 1839 году по проекту того же Тона был заложен эклектический Большой Кремлевский дворец. Все эти постройки свидетельствуют о неумолимом наступлении эклектики, причем о наступлении как извне, со стороны царского двора и Петербурга, так и изнутри – со стороны некоторых московских архитекторов, меняющих свой стиль и встающих на путь историзации.

Е.Д.Тюрин
Флигель дворца в Коломенском. 1837

В-четвертых, классицизм в смысле повторения или развития античных, греко-римских архитектурных форм был уже давно приговорен, не столько архитекторами, сколько литераторами, тогда как противоположных мнений никто не высказывал. П.Гонзага, итальянский декоратор на русской службе, уже в 1807 г. писал о том, что римской архитектуре больше свойственно разнообразие форм (по сравнению с греческой), а также добавлял, что «готическая архитектура, хотя и не обладает собственным ордером, тоже способна к экспрессии», а архитектуры египетская, индусская, персидская, мавританская и китайская «тоже обладают формами, которые в большей или меньшей степени способны производить те же впечатления». Гоголь в 1831 г. говорит о современной ему ампирной архитектуре как о «гладко-однообразной куче» и призывает к использованию самых разнообразных стилей, отдавая предпочтение готике. Готику считает выразительницей христианских идей Чаадаев, который в отрывке 1832 г. декларирует, что «греческий стиль со всеми производными от него оказывается выражением материальных потребностей человека», тогда как египетские и готические храмы являются настоящими религиозными памятниками. Очень похожие мысли в 1836 г. записывает Герцен («в изящном Греции и в гражданственности Рима один недостаток – нет религии»). А.С.Хомяков в 1841 г. называет архитектурные и скульптурные подражания античности «подогретой стариной» и с удовлетворением замечет, что «миновалось время односторонней любви к древности; многоученая Германия отдала справедливость всем временам и народам, полюбила все явления красоты». Чуть ниже он прямо критикует неоклассику: «Когда удаляешься от великолепных остатков, уцелевших еще на холмах Эллады, или, плывя по синему морю, минуешь древние храмы, смело возвышающиеся над крутыми ее мысами, – долго и долго глаз не хочет оторваться от стройной прелести вдохновенного очерка: а когда перед новыми классическими зданиями путешественник считает за долг восклицать: «чудо!» или «прекрасно!», в сердце его ни мало не согретом, чувство истины шепчет ему: «хоть бы век этой красоты не видать».

Эти мысли московских философов и литераторов буквально лишали классицизм в России и в Москве всяческой опоры. Не была такой опорой и власть: император Николай I с начала 1830-х годов поддерживал в обеих столицах и в своих загородных резиденциях эклектику – неоготику, необарокко и византийско-русский стиль. Но если мы забежим вперед и увидим, что и в 1830-е, и в 1840-е, и даже в 1850-е годы в Москве строятся десятки зданий в духе классики, то возникает вопрос: на чем же держалось это сопротивление эклектике, это следование умирающему стилю?

Е.Д.Тюрин
Гауптвахта Александринского дворца в Нескучном саду. 1836

Е.Д.Тюрин
Манеж Александринского дворца. 1833–1840-е гг.

Здесь умирающий – ключевое слово. Стиль не был просто болен – так, чтобы его можно было вылечить, – стиль умирал. Он умирал просто потому, что приближение к античному идеалу, достигаемое путем познания античных памятников, больше не было целью архитектуры. Античность, казалось в тот момент, была уже познана и исчерпала свои «подарки» – способы формообразования и отдельные формы. Следовало обращаться к другим стилям, которые могли «помочь» с формами и оживить формообразование. И только отдельные архитекторы-«археологи», только сильные и одинокие фигуры, такие как Александр «Грек» Томпсон в Шотландии или Лео фон Кленце в Баварии, сопротивлялись общему движению тем, что подготавливали своим творчеством археологический и ученый вариант классицизма эпохи эклектики – стиль неогрек.

Московское пожарное депо на Пречистенке. 1835

Александровское военное училище на Знаменке. 1830-е – 1840-е гг.

далее>>

вверх

 Школа

   

27.03.2005 XIII-MMV
Дмитрий Хмельницкий
Конец стиля.
К пятидесятилетию гибели сталинской архитектуры

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Николевский классицизм в Москве

   

 Школа - вещь

   

27.03.2005 XIII-MMV
Наталья Милюшина
Пробковые макеты эпохи классицизма

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна